Цели и задачи музейной педагогики

В настоящее время происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений.

Так, главную цель образовательно-воспитательной деятельности музееведы-исследователи видят в формировании у человека способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения его в культурную сферу.

С утверждением специфики образовательно-воспитательного воздействия музея и началась разработка основ музейной педагогики, поиска контактов музея с детской и юношеской аудиторией, в ходе которых воздействие оказывается максимальным и результативным.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В соответствии с этой целью музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Посредством музейной педагогики человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего. Таким образом, осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации посетителя в процессе активного освоения музейного пространства. Причем предметно-пространственная среда музея может включать как произведения искусства, экзотические предметы, исторические реликвии, так и памятники природы. Независимо от этого, посетители получают возможность "работать" с предметом, проявлять себя в творчестве.

Благодаря музейной педагогике посетитель, прейдя в музей, перестает быть бессловесным объектом, на который обрушивается огромный поток информации, он становится собеседником, полноправным партнером, участником диалога, который предлагает ему музей.

В этом качестве музейная педагогика решает целый ряд задач:

повышает интерес к экспозициям музея;

стимулирует творческую активность посетителей;

развивает коммуникативную культуру;

способствует расширению знаний о культуре, искусстве, истории;

создает основу для включения посетителя в другие виды деятельности музея и т.д.

Анализ теоретических основ музейной педагогики позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие методы:

социальных ролей;

создания игровых ситуаций;

практического манипулирования с предметами;

использования ассоциативных связей;

театрализации;

самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Все эти методы находят отражение в практической деятельности музейных педагогов при работе с разными категориями музейной аудитории.


Информация о ообразовании:

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
Этапы социально-педагогической деятельности с приемной семьей. Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и во ...

Концепция и логика годовой образовательной программы «Поколение XXI: Топ менеджеры будущего»
Проект интенсивных образовательных модулей, ориентированных на подготовку молодежных лидеров, начал разворачиваться в 2000 году под названием «Школа Актива» при поддержки администрации города Красноярска. С началом разработки Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края ...

Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Здоровый обр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru