Цели и задачи музейной педагогики

В настоящее время происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений.

Так, главную цель образовательно-воспитательной деятельности музееведы-исследователи видят в формировании у человека способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения его в культурную сферу.

С утверждением специфики образовательно-воспитательного воздействия музея и началась разработка основ музейной педагогики, поиска контактов музея с детской и юношеской аудиторией, в ходе которых воздействие оказывается максимальным и результативным.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В соответствии с этой целью музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Посредством музейной педагогики человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего. Таким образом, осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации посетителя в процессе активного освоения музейного пространства. Причем предметно-пространственная среда музея может включать как произведения искусства, экзотические предметы, исторические реликвии, так и памятники природы. Независимо от этого, посетители получают возможность "работать" с предметом, проявлять себя в творчестве.

Благодаря музейной педагогике посетитель, прейдя в музей, перестает быть бессловесным объектом, на который обрушивается огромный поток информации, он становится собеседником, полноправным партнером, участником диалога, который предлагает ему музей.

В этом качестве музейная педагогика решает целый ряд задач:

повышает интерес к экспозициям музея;

стимулирует творческую активность посетителей;

развивает коммуникативную культуру;

способствует расширению знаний о культуре, искусстве, истории;

создает основу для включения посетителя в другие виды деятельности музея и т.д.

Анализ теоретических основ музейной педагогики позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие методы:

социальных ролей;

создания игровых ситуаций;

практического манипулирования с предметами;

использования ассоциативных связей;

театрализации;

самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Все эти методы находят отражение в практической деятельности музейных педагогов при работе с разными категориями музейной аудитории.


Информация о ообразовании:

Обследование моторной сферы
Анализ состояния общей моторики. Все предлагаемые задания выполнялись по показу, затем по словесной инструкции. Качество выполнения проб оценивалось по следующей шкале: 3 – выполнение правильное; 2 – выполнение движений не в полном объеме, 1 – 2 отклонения; 1 – при выполнении свыше 3 нарушений, наб ...

Предмет изучения информатики
Учитель: Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Из определения видно, что информатики есть как бы две стороны. С одно ...

Возможности Заволжского микрорайона в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством
Международная общественная организация «Центр духовной культуры» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации в мае 2001 года. История ее создания восходит к 80-м годам прошлого столетия. Тогда в социуме созрело понимание того, что мировая культура самоценна по своей сути, именно она ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru