Причиной искаженного произношения, по мнению М. Ф. Фомичевой, является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушение. В результате звук произносится неточно, приближенно. Такие нарушения называют фонетическими.
Замена звуков связана с недостаточной сформированностью фонематического слуха, звук при этом не различается с его заменителем, и искажается смысл слова. Такие нарушения называют фонематическими.
Отсутствие звука может быть связано с наличием патологии в строении органов артикуляции: короткая уздечка или ее отсутствие, нёбная расщелина, высокое нёбо, массивные малоподвижные губы и т.д.
Чтобы определить содержание коррекционной работы, надо установить природу нарушения, выяснить, какой дефект — фонетический или фонематический — лежит в его основе. При фонетических нарушениях звукопроизношения основная работа должна быть направлена на развитие артикуляционной моторики, при фонематических — на развитие речевого и фонематического слуха.
Нарушения произношения той или иной группы звуков обозначаются определенными терминами:
сигматизм — фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков;
парасигматизм — фонематические нарушения этих же звуков;
ламбдацизм — фонетические нарушения звуков л и ль;
Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте.
Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма.
Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.
При нормальном речевом развитии уже к двум годам первичное фонематическое восприятие ребенка достаточно сформировано (А. И. Гвоздев, Н.Х. Швачкин). Исследования Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой указывают на наличие у детей пяти лет «языковой одаренности», т. е. наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи. Именно это время является наиболее благоприятным для вхождения ребенка в «языковую действительность».
Об особом интересе к чтению у детей шести лет говорят многие авторы (Н.В.Архангельская, Е.И.Тихеева, А.И.Воскресенская и др.). Выдающийся психолог Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания.
Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.
У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель, включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы».
Таким образом, наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте — 5 лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению — 6 лет.
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю.
Более чем столетие тому назад К. Д.Ушинским (1864) был предложен звуковой метод обучения детей грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод.
составление и печатание слов из разрозненных слогов;
дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.
Опыт работы показывает, что использование данных методических рекомендаций позволяет добиться положительных результатов при обучении детей с ОНР чтению и письму.
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.
В отечественной логопедии существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.
В программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» (М., 1991) содержание обучения представлено в соответствии с тремя его периодами.
Информация о ообразовании:
Специфика постановки звуков при дизартрии
Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина). При гипертонусе, спастичности мускулатуры ...
Базовые технологические
единицы
Возможность искусственным образом развернуть ту или иную человеческую практику внутри образовательного модуля состоит в том, чтобы развернуть все пространство этой практики. Разворачивание организационно-управленческой практики предполагает освоение и присвоение проектно-управленческой позиции стар ...
Оценка эффективности реализации программы,
направленной на формирование здорового образа жизни подростков
В течение учебного года через систему классных часов и факультативных занятий проводилась специально организованная групповая работа, в процессе которой пополнялись представления участников о современных концепциях здоровья и здорового образа жизни. Основной задачей было создание социально-педагоги ...