Гуманитарные основы учебного предмета “психология”

Подробно о педагогике » Особенности преподавания психологии как учебного предмета » Гуманитарные основы учебного предмета “психология”

Страница 1

преподавание психология учебный предмет

Анализируя социокультурные процессы, происходящие в общественном сознании, можно говорить о психологизации общества, которая представляется картиной пестрой, неоднородной. Одна сторона - множество высших учебных заведений, выпускающих специалистов-психологов, а специалисты-непсихологи, будучи еще студентами, также изучают психологию в различных учебных курсах, направленных на усиление гуманитарного знания в любой профессии. Сегодня психология - одна из ведущих гуманитарных дисциплин. Вторая сторона - стихийное формирование психологического знания у населения за счет информационного потока СМИ, художественной литературы, обращения к практикам парапсихологических наук. Третью грань происходящей психологизации общества мы видим во введении учебной дисциплины «Психология» в учебные планы средних школ.

Современное состояние психологии как учебного предмета и в школе, и в вузе замечательно тем, что те, кто преподают, и те, кто изучают психологию, не испытывают недостатка в учебниках и учебных пособиях. Учебников великое множество, «хороших и разных», написанных с различных позиций. Преподаватели имеют право выбирать ту основную книгу, на которую они будут чаще всего ссылаться, а учащиеся (школьники и студенты) могут ее приобрести наравне с другой учебной литературой. Многообразие учебников -несомненное благо для образования, однако есть проблемы, вызванные кризисом жанра учебной литературы.

В.М. Букатов, говоря о современном учебнике, сравнивает его с музеем, «в котором громоздятся беломраморные копии и их фрагменты с прежде блестящих оригиналов». Автор проводит аналогию с римлянами, которые, будучи великими завоевателями, уничтожая благородные скульптуры из бронзы, созданные греками, оставили в истории человечества мраморные копии. Культурные традиции римлян распространялись и на область знаний, хотя здесь возникали проблемы понимания. «Воинственные чужестранцы-римляне ни в греческих «историях», ни в греческих «теориях» естественной для себя явленности, ясности, освещенности познаваемого не усматривали. Образ ученика, распознающего, понимающего и приумножающего знания, заменяется образом ученика, схватывающего и вяжущего чужую ученость, прилагающего усилия, чтобы О-ВЛАДЕТЬ истиной. Оказалось, что знания и истины могут быть не только чужими, но и бездушными слагаемыми некой научной империи.

Открытый римлянами путь понимания как имания отчужденных от людей истин и знаний оказался результативным, и благодарные потомки . толпой устремились по нему к светлой эпохе всеобщего технократизма».

Для того чтобы знания были восприняты и поняты учащимися, преподаватели стремятся использовать различные методы в преподавании научной дисциплины.

И, несмотря на это, дискурсивно-логические методы преподавания психологии явно превалируют в сравнении с методами интуитивно-художественного познания и реконструкции психических явлений, которые все еще располагаются на периферии нынешнего состояния психологических исследований.

Непреложное требование дидактического принципа научности заключается в том, что психология как учебная дисциплина должна отражать уровень современной психологической науки. «В то же время мы должны учитывать многоцелевое назначение учебных курсов психологии, многообразие когнитивных установок, ожиданий и возможностей учащихся и изучающих психологию». Реализовать такой подход можно, используя произведение искусства как средство психологического познания.

Произведение искусства не просто копия изображенной действительности, оно несет в себе отпечаток личности творца, его видения, отношения, понимания, его намерения сказать о себе через изображение другого. В гуманитарных науках, какой осознает себя современная психология, познание основано не на подведении под общий закон, а на «усмотрении», духовном видении предмета. В совершенстве методом «усмотрения» владеют великие писатели. К открытию истины писатель идет другим путем: в отличие от психолога, он использует интуицию и чувства, что позволяет ему понять и почувствовать то, что порой не может сделать иной психолог, руководствуясь только традиционными средствами познания (тесты, опросники и т.д.). И не случайно в последнее время раздается все больше призывов использовать герменевтические методы познания психического, основанные на понимании и прочувствовании другого.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения детей младшего школьного возраста
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого в ...

Информационные и коммуникационные технологии на уроках иностранного языка
Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро ...

Стили педагогического взаимодействия
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнооб ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru