Психолого-физиологические особенности младших школьников

Страница 1

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степени напряжения функциональных систем организма. То, как проходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка имеются при адаптации к школе, в течение многих лет изучали специалисты в области медицины (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, А.Г. Хрипкова). Эти комплексные исследования включали изучение показателей высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, эндокринной системы, состояния здоровья, успеваемости, режима дня, учебной активности на уроках. Такое комплексное и всестороннее изучение изменений, происходящих в организме, наряду с оценкой состояния здоровья и важнейших педагогических аспектов обучения позволило получить достаточно полную картину процесса адаптации.

Выделяют три основных этапа адаптации.

Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения бурно реагируют все системы организма. Эта "физиологическая буря" продолжается две-три недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, и иногда и "берет в долг", что свидетельствует о чрезвычайно высокой "цене" платы за этот период. Поэтому учителю важно помнить о данной особенности.

Второй этап - "буря" унимается, "цена" снижается. Заметное неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит определенные полученные (или близкие к полученным) вариант реакций на эти воздействия.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления. Когда организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу не выполнял школьник, то умственная работа с усвоением новых знаний, то статистическая нагрузка, то психологическая нагрузка общения в большом коллективе, каждая из систем организма должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет "выдавать" каждая система, тем больше ресурсов потратит организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны, а длительная, напряженная связанная с ним усталость и переутомление могут наносить значительные вред здоровью ребенка.

Рассмотрение физиологических аспектов адаптации позволяет осуществлять управление процессом обучения, способствует пониманию учителем возможности избежания чрезмерной интенсификации учебного труда. Согласно этого необходимо строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерб здоровью каждого ребенка. Не следует также забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, следовательно, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет разным.

Продолжительность всех трех фаз адаптации 5-6 недель, причем наиболее сложным является период между первым и четвертым неделей.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.

Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Если учащиеся 1-2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то 3-4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями .

При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, - не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Диагностика адаптированности детей к условиям детского сада
Проводимая нами экспериментальная работа включает три этапа: диагностика готовности детей к дошкольному учреждению формирующий эксперимент на основе разработанной программы подведение итогов Цель 1 этапа провести диагностику адаптированности детей к условиям детского сада, обратила нас к следующим ...

Понятие и этиология дизартрических расстройств
В настоящее время существует два основных подхода в изучении дизартрических нарушений. Первый – это изучение дизартрических расстройств с неврологических позиций. Этот аспект учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме соо ...

Новая образовательная программа «Street Law»
В начале 1970-х гг. в средних школах США появилась новая образовательная программа — «Street Law». Ее аудитория — проблемные подростками, которые не в ладах с полицией и законом. Многие из них в одном шаге от тюрьмы. Цель программ живого права состоит в содействии воспитанию активных граждан, котор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru