Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.
Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Готовясь к семинару, студенты должны:
Познакомиться с рекомендованной литературой;
Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
Выделить проблемные области;
Сформулировать собственную точку зрения;
Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.
Методика подготовки студентов к семинарскому занятию.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Но прежде чем отправляться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю методическую библиотеку. Возможно, в ней найдутся полезные для работы книги и статьи из журналов. Затем следует изучить фонды библиотеки педагогического колледжа, а после этого уже обращаться в публичные библиотеки.
Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы.
Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.
Каталоги – это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.
К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.
В предметном каталоге названия книг размешены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.
В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам. однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.
Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.
Более современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по проблеме, что сегодня возможно в каждой библиотеке.
Итак, как правильно работать в библиотеке студент уже знает, но как необходимо правильно написать доклад или реферат для своего выступления?
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой студента.
Информация о ообразовании:
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Все результаты апробированных на старших дошкольниках трех методик, мы ввели в одну таблицу, на которой представлен и общий уровень развития образной памяти у детей. Уровни развития образной памяти на констатирующем этапе эксперимента дети дошкольный образный память Таблица №1. № Имя ребёнка Уровни ...
Рекомендации педагогам и родителям
У ребенка Необходимо создать положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания положительной мотивации является игра. Игры на занятиях не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды де ...
Программа развития образной памяти старших дошкольников средствами игры
Была разработана экспериментальная система работы по развитию образной памяти старших дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений. Программа использовалась со всеми детьми, включёнными в эксперимент. Она проводились в групповой форме, реализовывались в форме дидактических игр и упр ...