Особенности психологии восприятия

Страница 3

В современной психологии понятие апперцепция выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д.

Особенно отрицательно влияют на восприятия страх, состояния психической напряженности, тревожности, неуверенности, беспокойства, чрезмерной усталости, аффективные, фрустрационные и эйфорические состояния человека.

Как видим, восприятие является активным психическим познавательным процессом, которым можно управлять.

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия подразделяют на непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренное восприятие не связано с волевым напряжением и заранее поставленной целью. Оно происходит в результате непосредственного взаимодействия органов чувств и действительности запечатления ее образов в памяти человека помимо его желания, непреднамеренно, непроизвольно. Вполне очевидно, что при таком восприятии образы реальной действительности не только не осознаются человеком (отражение происходит на подсознательном уровне), но и обладают недостаточной четкостью, определенностью. Вместе с тем такие восприятия играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека: они создают мощный информационный фон в его психике и при определенных обстоятельствах могут оказывать влияние как на восприятие им действительности, так и на ориентации и поведение в ней.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе находится задача, решение которой связано с известным усилием воли. Такое восприятие осуществляется как система целенаправленных перцептивных действий и требует специального опыта человека. В процессе преднамеренного восприятия происходит обнаружение, различение, идентификация и опознание искомых предметов, явлений, из связей.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Формы семинарского занятия
Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов: от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема; от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленн ...

Основные направления и технология педагогической деятельности
Направление первое. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. Наиболее эффективным видом ситуации успеха можно считать ситуацию типа «Радость познания». Разумеется, она имеет место и у младших школьников, но наиболее эффективна у подростков и старших школьников. В психологии принято выделять ...

Чтение исторической литературы: результаты опроса читателей-подростков
В ходе данного исследования мною была составлена анкета, с целью выявить интересы подростков об области исторической литературы. В данном выяснялось: 1. Считаете ли Вы важным чтение исторической литературы? Почему? 2. Любите ли Вы читать историческую литературу? 3. Читаете ли Вы для «души» или толь ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru