Дискуссия

Страница 1

"Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не очень прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу" (Ларошфуко). Скорее всего, это высказывание в первую очередь относится к дискуссии. Но так ли прав автор, говоря, что много позиций сразу – это плохо? И как выбрать "самое лучшее решение", если не представляешь себе всех остальных. Именно поэтому дискуссия является важнейшим элементом общественной жизни и инструментом принятия решения.

В толковом словаре русского языка и словаре иностранных слов встречается определение слова "дискуссия", но, не смотря на то, что словари разные, определения этого слова почти ничем не отличаются друг от друга:

"Дискуссия – свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса"; "Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе; спор".

Если их объединить в одно общее и дополнить, получится вот что:

"Дискуссия (от лат. discussio, disputare - рассмотрение, рассуждение, спор). Дискуссия - вид диалогической речи, публичный спор на научную или разговорно-бытовую тему. Дискуссия характеризуется большим количеством участников, выражающих различные мнения и суждения по одному и тому же вопросу. Обязательным условием является наличие какого-либо спорного вопроса, проблемы. Дискуссия может проходить в форме диалога, когда партнеры дополняют друг друга, и в форме спора, когда они отстаивают свои точки зрения. Как правило, в дискуссии присутствуют оба элемента в той или иной степени".

Основной смысл "дискуссии" заключается в рассмотрении, исследовании какого либо вопроса. Смысл дискуссии как метода заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы в форме сопоставления идей, мнений, предложений.

Дискуссия - это форма, которая может ставить различного рода цели: исследование и постановка проблемы, обучение приемам ведения дискуссии, стимулирование творчества и т.д.

Выделяют два основных значения слова "дискуссия":

1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

2. Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск решения.

Данная методика увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности; повышает эффективность и заинтересованность путем предоставления им возможности проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении.

Наше понимание дискуссии немного отличается от приведенного. Дискуссия понимается нами как способ, метод постановки проблемы, интересующей школьника, это, своего рода исследование проблемного поля.

Общественные дисциплины в школе призваны сформировать у детей мировоззрение, под которым понимается система взглядов на объективный мир и место человека в нем. Наряду с системой взглядов, мировоззрение включает убеждения, идеалы, ценности, жизненные принципы – одним словом все то, что определяет развитие личности.

Процесс формирования мировоззрения в рамках школы обладает рядом недостатков, важнейшими из которых являются следующие:

существующие занятия направлены лишь на получение информации в различных областях

в существующей системе обучения отсутствует широкий обмен мнениями, и это не способствует выработке умения отстаивать свою позицию по какой-либо проблеме.

Это не способствует формированию убеждений и принципов.

Решение этих проблем возможно в рамках организации занятий в форме дискуссии.

Существуют различные формы организации дискуссии:

"производственные совещания";

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности
С целью опровержения или подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также реализации поставленных задач нами был проведен ряд исследований, включающий в себя: интервью и беседы с педагогами практиками по проблеме использования метода проектов в образовательном процессе; контент-анализ программ обуче ...

Дидактическая игра как метод обучения
Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический матери ...

Учет возрастных особенностей в развитии творчества
Для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. Другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru