Дискуссия

Страница 2

мозговые штурмы

опрос (беседа, интервью);

диспут (публичный спор на какую-либо тему при наличии основных докладчиков);

дебаты (прения, обмен мнениями, выработка аргументов и контраргументов);

дискуссия в аквариуме (класс делится на две группы – одни непосредственно принимают участие в обсуждении вопроса, а другие следят за соблюдением правил обсуждения) и др.

мастерская на занятиях по таким предметам как этика, история,

в которой на основе полученных навыков ведения дискуссии ученики под руководством учителя осуществляют обмен информацией, мнениями, учатся отстаивать свои точки зрения. Эта форма способствует формированию знаний в различных областях и ведет к выработке позиции.

В правильно организованной дискуссии происходит не только обмен информацией, наряду с этим участники могут отстаивать свою позицию, опровергать чужое мнение, корректировать свою и чужую точку зрения. Таким образом, создается новая информация, возможны инновационные решения, формируется знание. В связи с этим возникает проблема овладения приемами доказательства, что позволяет обосновать истинность одной мысли с помощью уже известных положений. Логическое доказательство, механизм которого строится на трех взаимосвязанных между собой элементах (тезис, довод, способ доказательства), становится также элементом дискуссии.

Мы выделяем три основные фазы проведения дискуссии:

подготовительная (в этой фазе рассматриваются варианты различных вопросов, тем, интересующих школьника, их дискутивность, школьники предлагают возможные варианты тем, их формулировки, если в оформлении конечного результата появляются затруднения, учитель может помочь оформить окончательный вариант темы);

разворачивание реальной дискуссии (также сюда возможно включение различных элементов вышеперечисленных форм);

оформление результата, выявление проблемы (на этом этапе происходит оформление и формулировка проблемы, дискуссия заканчивается).

Первый шаг в организации дискуссии – формулировка темы. Для этого должны быть выявлены идеи или проблемы, которые представляют интерес для участников дискуссии.

Во-вторых, очень важно, чтобы тема была хорошо сформулирована. Она должна быть актуальной для участников, затрагивать их проблемы. Очень важно, чтобы тема не задавалась извне, а школьники сами предлагали то, о чем хотели бы поговорить. Это предполагает формирование самостоятельности и независимости в определении жизненных целей и принятия решений в связи с выбором будущей профессии. Для старшеклассников важен процесс авторского (самостоятельного и ответственного) отношения к собственному образованию, именно поэтому они обсуждают проблему выбора. Формально это проявляется, например, в необходимости выбора профессии, содержательно – в испытании на себе различных способов поведения, ценностей, определяющих жизнь взрослого человека.

Тема должна провоцировать интерес, давать одинаковые возможности участникам дискуссии в представлении своих мнений, иметь четкую формулировку, стимулировать исследовательскую работу.

Проведение дискуссии должно осуществляться по заранее подготовленным правилам. Очень важно предварительно выработать правила ведения дискуссии. Лучше всего, если это станет предметом обсуждения в классе, а не будет предложено учителем в готовом виде. Вместе с тем, уже существует ряд правил, предложенных в работе "Фонд Фридриха Науманна" , которые можно использовать наряду с теми, которые установят для себя школьники:

Не допускать выпадов против личности.

Высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.

Дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения.

Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

Постараться проанализировать разные точки зрения.

Не допускать излишнюю эмоциональность.

Не повторяться, продвигать дискуссию дальше через выдвижение новых идей, сообщение новой информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Методы интерактивного обучения
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы: создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; организации обмена деятельностями; организации мыследеятельности; организации смыслотворчества; организации рефлексивной деятельно ...

Роль педагога в воспитательном процессе
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформу ...

Организация предпрофильного обучения как особенности агрошколы
«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru