При проведении дискуссии можно ставить такие цели как развитие толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения и умения работать в команде.
В ходе дискуссии, какой бы из ее видов не выбрал учитель, школьники могут приобрести:
определенные знания (в зависимости от темы дискуссии могут быть подготовлены статистические сведения, предложено ознакомиться с материалами периодической печати, обращено внимание на исторические аспекты, а также выявлен круг социально-политических или других проблем с возможными подходами к их решению),
умения и навыки (коммуникативные, высказывания собственного мнения, аргументации своей позиции, анализа ситуации, выделения наиболее важного, выступления, нахождения контраргументов в споре, цивилизованного ведения дискуссии),
личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим позициям и мнениям – толерантность, умение слушать товарищей, уважение их взглядов, свободное выражение собственной позиции, противостояние давлению окружающих).
Вместе с тем, при организации дискуссии преподаватель может столкнуться с рядом некоторых трудностей, среди которых: слабые навыки разговорной речи у учащихся, соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре, нетерпимость к другим мнениям и взглядам, чрезмерная эмоциональность, формальность обсуждения проблемы, недостаточность знаний по заявленной теме, крайности во мнениях – нигилизм или полное отсутствие критичности, неумение распределить время, доминирование отдельных учащихся в ходе дискуссии. Помочь решить или немного сгладить эти проблемы, направив участника в нужное русло, может ведущий, роль которого может взять на себя учитель.
Роль ведущего в дискуссии весьма важна, так как многое в ходе дискуссии, да и в конечном результате зависит от личности человека, исполняющего эту роль. Главное, что четко должен представлять себе ведущий – это обсуждаемая тема. Важны такие качества ведущего, как гибкость в поведении и способность адаптироваться к аудитории. Он должен быть нейтральным и беспристрастным, чтобы помочь участникам дискуссии достигнуть общей цели. Полномочия ведущего очень весомы. Контролируя процесс, он контролирует результат.
Эта роль является необходимой не только потому, что у участников дискуссии могут возникнуть проблемы, но и потому, что всегда существует опасность ее выхолащивания: бесплодный спор, бесконечная болтовня, множество монологов вместо диалога, потеря темы, скука. Задача ведущего - направлять ход дискуссии. Для этого недостаточно составить список выступающих и предоставлять им по очереди слово. Ведущий должен делать гораздо больше:
заботиться о соблюдении правил дискуссии, которые каждому участнику по возможности раздаются заранее;
выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы;
задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался;
снимать излишние обострения в ходе дискуссии;
повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;
стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина;
помогать подводить итоги в конце каждого этапа дискуссии и помогать оформить конечный результат (проблему).
Прежде, чем начать работу, ведущий должен представиться (возможно, что проводить дискуссию будет незнакомый детям человек). Если на дискуссию приглашены эксперты, надо пояснить их функцию, чтобы, в ходе работы у выступающих не возникло желание апеллировать к ним, как к судьям.
Ведущий должен предложить всем участникам представиться (если они не знакомы между собой) и рассказать коротко о себе то, что они посчитают необходимым.
Для того, чтобы начало, а затем и продолжение самой дискуссии было успешным, ведущий должен:
сосредоточить участников на конкретно обсуждаемом вопросе;
установить очередность выступлений, если появляется сразу много желающих высказаться;
Информация о ообразовании:
Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
Существует множество определений способностей. Так Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л.Г. Ковалева, под сп ...
Состояние фонематического восприятия и фонематических представлений
Исследование по полной схеме возможно только при наличии у ребенка некоторого языкового опыта (например, в конце первого года обучения). Если обследование проводится в целях профилактики или в самом начале обучения, можно ограничиться проверкой различения на слух звуков и звукосочетаний, не имеющих ...
Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка
Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.). Организуя такие игры - их назвали эмоционально-экспрессивными, - педагог должен учитывать: • спец ...