Особенности развития мелкой моторики старших дошкольников

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей в процессе овладения элементами художественных техник осуществлялась в ДОУ №207 в период с 2011 по 2012 учебный год на базе подготовительной к школе группе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач исследования из 2 групп детского сада была сделана выборка детей численностью в 20 человек. Данная группа была разделена на контрольную группу и экспериментальную. В экспериментальную группу вошло 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия начались с января месяца по составленному плану. Весь процесс занял 4 месяца, но четкие сроки реализации программы определить трудно, так как деятельность внедрялась в пустоты расписания, дабы не нарушать порядок обучения дошкольников. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с «Программой».

Экспериментальная работа строилась на основе авторской программы, разработанной с учетом особенностей старшего дошкольного возраста и задачами исследования.

Она представляет собой единство трех взаимосвязанных направлений педагогической деятельности:

- обогащение опыта дошкольников знаниями страноведческого характера;

- развитие мелкой моторики в практической деятельности;

- стимулирование художественно-творческой деятельности.

Одновременно с формированием представлений о зарубежной восточной культуре в рамках программы предусматривается вовлечение детей в практическую деятельность, включая технику папье-маше, рисование, вырезание, конструирование и т.д. Детям предоставляется возможность творчески применять полученные знания в решении различных задач, постигая в практической деятельности систему образно-выразительных и общекультурных ценностей.

На основе выдвинутой проблемы, гипотезы исследования были поставлены задачи для практической работы.

Задачи.

Провести диагностику уровня развития мелкой моторики детей подготовительной к школе группы;

Разработать методику, в которой овладение художественными техниками стало бы эффективным условием для развития мелкой моторики руки;

Показать возможность применения на практике, проверив эффективность авторской методики.

В методику констатирующего эксперимента входил отбор диагностических методик, наиболее тесно связанных с художественной деятельностью, предлагаемой детям в рамках разработанной нами программы.

В результате к использованию были приняты следующие методики (приложение 1):

1. Методика "Домик" (по Н.И. Гуткиной).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.

Критерии оценки.

Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета условных баллов за "ошибки"):

- отсутствие какой-либо детали рисунка (1 балл);

- жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок (1 балл);

- тонкая, едва заметная линия рисунка (1 балл);

- неровность линий (угловатые, дрожащие) (1 балл);

- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (1балл);

- неправильно изображенный элемент рисунка (1 балл);

- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);

- отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);

- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);

- залезание линий одна на другую (1 балл).

Уровни развития мелкой моторики.

высокий уровень- 0-1 балл;

выше среднего - 2-3 балла;

средний уровень - 4-5 баллов;

ниже среднего - 6-7 баллов;

низкий - 8-9 баллов.

2. Методика "Дорожки" (по Л.А. Венгеру).

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Подготовка студентов к семинарскому занятию
Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке ...

Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения
Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. ...

Этапы развития художественно-творческих способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru