Основные направления профильного обучения

Страница 2

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания.

Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов.

Первый этап – это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, известных учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения и т.д.). другая черта этого этапа – неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Характерен для учащихся – младшего возраста неустойчивое по своим профессиональным намерениям выбор, когда не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже.

Наступает время взросления, и этап первичного выбора сменяется этапом профессионального самоопределения. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов.

Обычно учащиеся с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс и результаты.

Под интересом в психологии понимается избирательная направленность личности на определенную область познания на деятельности. Под склонностью же понимается потребность личности в определенной деятельности. Часто именно с интереса к какому-либо виду деятельности начинает формироваться склонность к ней. Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видам деятельности, что может найти стремление заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому делу.

Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться специальные анкеты, опросники, анализ библиотечные формуляры. Однако одних данных об интересах и склонностях явно недостаточно для выбора профессии, ведь одни и те же склонности могут соотноситься с разными профессиями (техника – инженер, наладчик станков, учитель).

В психологии выделяют общие и специальные способности. Первые обеспечивают овладение знаниями и умениями, которые человек реализует в разных видах деятельности. специальные же способности являются условием успешного осуществления отдельных видов деятельности, таких, как музыкальная, математическая, художественная и т.д. Они зависят от условий воспитания и обучения и от природных задатков.

Мы уже отмечали необходимость при профконсультировании изучать формально-динамические особенности психики, в основе которых лежат некоторые врожденные особенности (например основные свойства нервной системы). Для сильной нервной системы характерны высокая работоспособность нервных клеток и их способность выдерживать сверхсильные раздражители(слабую нервн.систему характеризуют противоположные качества). В частности, сила нервной системы обеспечивает психологическую, эмоциональную устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздрожителей, тем самым повышает надежность его работы в экстремальных ситуациях. (человек-машина).

Свои преимущества имеют и лица со слабой нервной системы. Так, многие из них обладают более высокой чувствительностью по сравнению с монотонной и однообразной работой, ориентированы на высокую точность выполнения работы. (дегустатор).

Очень трудно определить тип нервной системы для этого разрабатывают психофизиологических методик.

В каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование учащихся должно вестись уже более прицельно, исходя из понимания его проблемы и тех результатов, которые получены на предыдущих этапах профконсультации.

Проведение профконсультаций с учащимися 10 – 11 классов имеют свою специфику. Так , многие учащиеся 9 классов должны еще до окончания средней школы выбрать профессию. Согласно проведенному опросу, большинство девятиклассников (54%) собираются покинуть школу, остальные или хотят идти в 10 кл.(37,5%), или(5,5%) не имеют определенных планов на будущее.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Говорение, как вид иноязычной речи
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа на вопрос ...

Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аб ...

Оценка эффективности методики проведения комбинированных уроков по экономике для учащихся 11 класса
Для оценки эффективности разработанной методики по экономике 11 класса, необходимо внедрить на практике с целью исследования ее эффективности. Для этого потребуется в одном 11 классе применить разработанную методику, а в другом 11 классе – нет. Оценивать методику по разработанным критериям Критерии ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru