Специфика постановки звуков при дизартрии

Страница 1

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина).

При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхностными, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществляется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.

При выраженной вялости мускулатуры артикулярного аппарата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия, на массируемые области следующая: мышцы лица, губ, языка и при необходимости — слизистых оболочек рта и мышц верхнего ключевого пояса.

При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов — перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой). У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1. Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;

2. Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;

3. Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике (Г.В. Чиркина).

Упражнения для нижней челюсти:

1. С механической помощью: движения нижней челюсти вправо — влево, вверх — вниз (логопед держит ребенка за под бородок). Все движения выполняются перед зеркалом;

2. Открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием — открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть — в положении наклона головы;

3. Активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

1. Удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;

2. Вытягивание губ «хоботком» — растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);

3. Вытягивание губ — растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;

4. Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толка ет верхнюю губу);

5. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;

6. Прикусывание нижней губы верхними губами;

7. Вытягивание верхней губы за нижнюю;

8. Вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».

Упражнения для языка:

1. Движения языка вперед — назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;

2. Прикусывание кончика языка;

3. Движения языка вправо — влево (выполнять сначала с механической помощью);

4. Поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается меж ду губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы ото двигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь — получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);

5. Присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей
Выделяют основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человека направляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов. След ...

Социально – педагогические технологии работы с подростками, подверженными бродяжничеству
Социально – педагогическая работа с подростками, подверженными бродяжничеству, имеет две основные составляющие: Выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними; Непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками. Комплексность проблем, которые требу ...

Двигательная активность новорожденного
В этот период двигательная активность обусловлена врожденными рефлексами, которые через 4- 5 месяца почти полностью исчезают. Важно использовать шейно-тонический рефлекс при выкладывании ребенка на живот. В этом положении ребенок поднимает голову, плечевой пояс, напрягает мышцы спины. Многократные ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru