Обследование и специфика коррекционной работы при дизартрии

Подробно о педагогике » Обследование и специфика коррекционной работы при дизартрии

У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи. Они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы. При этом заболевание имеет место ранее (обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения.

Поражение этих структур не может не сказаться самым отрицательным образом на формировании речи. В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений лежит не столько «поломка» уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. Во всех этих случаях нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и непроизвольных движений в скелетной и речевой мускулатуре.

Нарушение речевого развития у детей с церебральным параличом обусловлены также недостаточностью их практического опыта и социальных контактов. При оценке характера речевых расстройств логопеду крайне важно отдифференцировать два вида нарушений. Одни из них связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных контактов.

При детском церебральном параличе достаточно отчетливо обнаруживается связь взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями. Кроме того, не исключено отрицательное влияние речевых расстройств на характер и поведение ребенка. В связи с этим логопеду необходимо знать как структуру двигательного дефекта, так и особенности психического развития этих детей.

Цель: определить теоретические основы обследования и специфику коррекционной работы при дизартрии.

Объект: звукопроизношение у детей с дизартрией.

Предмет: обследование звукопроизношения и специфика постановки звуков при дизартрии.

Гипотеза: на результаты коррекционной работы существенное влияние оказывает этап диагностики имеющегося нарушения. Предполагается, что структура и содержание процесса обследования зависит от вида речевого нарушения.

Задачи:

Теоретическое обследование;

Изучить теоретические основы проблемы диагностики речевых нарушений в специальной литературе;

Изучить специфику коррекционной работы;

Подобрать и систематизировать материал для проведения обследования звукопроизношения;

Проанализировать работы обследования.

Методы:

Изучение педагогической, психологической, логопедической, медицинской литературы;

Анализ литературы;

Систематизировать материал для коррекционной работы с дизартрией.

Педагогическая ценность заключается в возможности использования в ходе самостоятельной практической работы с детьми подобранного и систематизированного диагностического материала. Материал может быть предоставлен в помощь педагогам и родителям.

Достаточно распространенным тяжелым речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия. Она зачастую сочетается с другими сложными речевыми расстройствами (заиканием, фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР), общим недоразвитием речи (ОНР) и другими). Данная речевая патология проявляется в дефектах фонематического и просодического компонентов речевой функциональной системы родного языка и возникает в результате микроорганического поражения головного мозга, которое ведет за собой нарушение иннервации артикуляционного аппарата, нарушение мышечного тонуса речевой и мимической мускулатуры.

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.

Дизартрия - (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе.

Дизартрия – симптом сложного мозгового поражения бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера. Этиология ДЦП и дизартрии как симптома ДЦП недостаточно изучена. Раньше считалось, что основная причина – это родовая травма. Но как показали исследования последних лет (Е.Н.Винарская), более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. На основании этих исследований можно сказать, что патология, возникающая в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной.

Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. Называя косноязычием все недостатки речи, А. Куссмауль наряду с функциональным, выделил органическое косноязычие, которое являлось, по его мнению, одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. А. Куссмауль впервые вскрыл те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности.

Несмотря на длительную историю изучения дизартрии, многое в этой проблеме остается спорным.


Информация о ообразовании:

Средства профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры
В последние десятилетия с целью овладения определенными умениями-навыками в различных сферах деятельности людей чаще стали применяться деловые игры (ДИ) и их модификации, использование которых в высшей школе становится эффективным средством подготовки специалистов. Здесь мы проведем некоторые парал ...

Учебные викторины
Одной из нетрадиционных форм обучения является учебная викторина. Она нацеливает учащихся на интерес к математике, развивает их умственные способности, заставляет их мыслить нетрадиционно. Рассмотрим несколько примеров проведения математических викторин в 11 и 5 классах. Математическая викторина 5 ...

Обучение способам словообразования детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизнедеятельности
Формирование грамматической стороны речи ребёнка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Практика рече ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru