При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:
- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
Процедура обследования. Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).
1. Инструкция: «Повтори за мной звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении .»
А - ?
И - ?
О - ?
У - ?
2. Инструкция: «Произнеси звуки [т’] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»
3. Инструкция: «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»
4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»
5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»
Обработка и анализ результатов. Выполнение упражнений оценивалось в баллах.
1 балл – упражнение правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение упражнения;
0,25 балла – выполнение упражнения с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии);
0 баллов – невыполнение движений.
Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.
1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:
- широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.
2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:
- язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.
3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:
- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).
4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»:
- «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).
5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
- «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).
Оценивается:
- точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);
- длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость); - симметричность;
- наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Критерии оценки:
1 балл - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость, время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;
0,25 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;
0 баллов - невыполнение движения.
Информация о ообразовании:
Метод проектов на уроках немецкого языка
Благодаря появлению гуманистического подхода в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с со ...
Реализация педагогической модели формирования
экономического мышления в опытно-экспериментальной работе
экономический школьник мышление педагогический Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен. Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И даже если вопросы эконом ...
Первая
природоведческая литература для детей
Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно−художественных и художественных произведений, посвященных природоведению, природоведческая тема берет св ...