Условия развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Подробно о педагогике » Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста » Условия развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Учёт и реализация представленных психологических условий может служить гарантией эффективного развития образной памяти старших дошкольников.

Итак, теоретический анализ зарубежных исследований показывает значительную заинтересованность в поиске психологических условий по развитию зрительной образной памяти в дошкольный период.

На сегодняшний день исследователями:

- установлены физиологические основы, психическая организация, виды памяти, функции, процессы, особенности связи образной памяти с другими психическими процессами, состояниями и свойствами;

- определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования;

- обозначены особенности генезиса развития образной памяти в дошкольный период, в том числе и у детей старшего дошкольного возраста;

- выявлены общие закономерности и специфические особенности зрительных образов, индивидуальные различия, развитие способов запоминания материала;

- систематизированы различные психолого-педагогические условия развития зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста, учёт и реализация которых служит гарантией эффективного развития образной памяти дошкольников.

Таким образом, дидактическая игра является одним из основных психологических условий, которое увеличивает продуктивность мнемической деятельности старшего дошкольника.

Ещё одним психологическим условием развития образной памяти старших дошкольников является обогащение перцептивного зрительного опыта. П.И. Зинченко говорит, что необходимо широко использовать наглядный материал. Во время объяснения детям нового материала и повторении уже знакомого полезно сочетать словесные объяснения с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. П.И. Зинченко рекомендует детям показывать предметы в натуральном виде. Они дают наиболее полные представления о реальных объектах, их свойствах. Далее от натурального объекта переходить к модели, макету, рисунку, схеме. При использовании макетов желательно учитывать реальную форму и цвет объектов.

При этом все же важно опираться не только на зрение ребенка, но и на другие органы чувств – слух, обоняние, осязание (С.Л. Рубинштейн). Несмотря на то, что у детей старшего дошкольного возраста возрастает роль зрения, практическое действенное знакомство с предметами все еще имеет значение. Активное ощупывание и различные действия ребенка с предметами обеспечивает лучшее и более полное узнавание этого предмета и сохранение правильного и ясного образа. Исследование незнакомых или мало знакомых предметов детям с нарушениями зрения необходимо начинать с непосредственно практического ощупывания предмета, постепенно переходя ко всё большей опоре на зрительное восприятие.

С целью обогащения перцептивного зрительного опыта детям должны предъявляться такие объекты, которые содержат достаточный набор характерных признаков, доступных для восприятия всеми сохранными анализаторами. Они должны иметь характерную форму, яркую цветовую насыщенность (70–100%), отличительный характер поверхности, соответствующий запах, вкус и т.д. Контрастность предъявляемых объектов по отношению к фону должна составлять 60 -100%.

Итак, в работе со старшими дошкольниками необходимо учитывать различные психолого-педагогические условия развития образной памяти у детей. К ним относят: использование игр и упражнений на развитие памяти, внимания, восприятия, активизацию межполушарного взаимодействия, обучение приемам запоминания, обогащение перцептивного опыта, обучение самоконтролю в процессах памяти и пр.

В проводимом нами исследовании подробно рассматривается роль дидактических игр и упражнений в развитии и совершенствовании образной памяти детей дошкольного возраста. Этому посвящена следующая глава нашей работы.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Музейная педагогика, как базовое составляющее современного музея
Выделение "музейной педагогики" в особую отрасль научно-практической деятельности музея - закономерный процесс и актуальная потребность нашего времени. Именно посредством музейной педагогики музеи нашей области, да и страны в целом выходят в настоящее время на качественно новый уровень св ...

Психологическая теория деятельности
В настоящее время существует мнение о том, что в психологии обращение к проблеме деятельности было вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что все интересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут быть интерпретированы иначе, что современные науки о человеке должны ...

Диагностика творческих способностей детей и направленности личности педагога
Целью нашего экспериментального исследования является получение практического обоснования того, что творческие способности детей находятся в зависимости от направленности личности учителя, а именно от его уровня притязаний, мотивации, установок, а также системы отношений к миру вещей и людей, от пс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru