Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся

Страница 1

Система развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников включает:

Работа по развитию восприятия шепотной речи.

Работа над развитием лексико-грамматических категорий.

Работа над расширением словаря (терминология).

Работа над текстом: художественным, научно-популярным, научным.

Специфические принципы обучения слабослышащих учащихся обеспечивают коррекционно-развивающую направленность и компенсаторную основу образовательного процесса, и влияет на определение целей, содержания, методов, средств и форм его организации. Эти принципы рассмотрены в работах отечественных сурдопедагогов И.В. Багровой, Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, К.В. Комарова, К.Г. Коровина, М.И. Никитиной, Л.И. Тиграновой и других.

Единство развития устной речи как средства общения и слухового восприятия.

В соответствии с этим принципом строится работа по развитию речевого слуха и формированию как слухового, так и нового для слабослышащих детей, сенсорного способа восприятия – слухозрительного.Методы и способы ее реализации обусловлены состоянием слуха и речевым развитием учащихся, их индивидуальными особенностями (Л.В. Андреева, 2005).

Речевой материал для слуховых тренировок подбирается с учетом необходимости его употребления в разных ситуациях общения в школе и дома. Предусматриваются постепенное увеличение его объема и усложнение содержания.

Особое внимание уделяется акустическим условиям, в которых выполняются слуховые упражнения, и способам подачи речевого сигнала. Речевое взаимодействие может проходить в шуме или без него. При нахождении собеседников в одном или смежных помещениях, а передача и получение информации могут осуществляться с помощью технических устройств (магнитофонов, видеомагнитофонов) и других средств связи (радио, телевидения, телефона).

В процессе слуховых тренировочных упражнений слабослышащие дети учатся воспринимать речь в различных акустических условиях, что обеспечивается созданием различных ситуаций восприятия речевого материала, предъявляемого на слух, а также воспринимать не только «живую речь», но и речь, звучащую по телефону, радио, телевизору. Также они овладевают навыками восприятия с помощью электроакустической аппаратуры и без нее. Применение аппаратуры необходимо для слуховой тренировки и организации речевой среды.

Создание полисенсорной основы восприятия учебного материала.

Максимально содействует преодолению трудностей, с которыми сталкиваются слабослышащие школьники при обучении. Одна из причин таких затруднений – ограниченный объем информации об окружающем мире. У слабослышащих детей из-за снижения слуха меняется и искажается не только восприятия различных акустических сигналов, но и деятельность всей анализаторной системы в целом. Поэтому в ходе их обучения большое внимание уделяется приобретению и обогащению сенсорного опыта познания окружающего мира, составляющего базовую основу их интеллектуального развития. Существенное значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений, понятий.

У слабослышащих детей в силу частичного снижения слуха искажено понимание обращенной речи. Неточное и неполное ее восприятие на слух может быть дополнено другими способами сенсорного восприятия – слухозрительным, зрительным (чтение с губ).

Преодолению трудностей в понимании обращенной речи и в построении речевых высказываний, отражающих содержание учебного материала, способствует совершенствование деятельности всей анализаторной системы, а также формированию компенсаторного взаимодействия между органами чувств. Поэтому в обучении слабослышащих детей особая роль отводиться использованию сохранных анализаторов и важнейшего из них – зрительного. На сенсорной основе, объединяющей возможности данного анализатора и частично сохранного слуха, отрабатываются умения комплексного слухозрительного восприятия речи.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Как разработать доклад и успешно защитить его
Будьте готовы к тому, что за время своего обучения в университете вам придется написать хотя бы один доклад и защитить его. Представленные ниже рекомендации помогут вам успешно справиться с этой работой. 1. Начинайте с подбора и изучения основных источников по теме. Использовать не менее 8 — 10 ист ...

Содержание подготовки специалистов
Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям профессиям). Подготовка специалистов в ПУ -73 по всем профессиям, представленным на аккредитацию, осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами начального профессионального образования. В ...

Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Дошкольный возраст (с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru