Экспериментальное изучение развития образной памяти старших дошкольников

Подробно о педагогике » Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное изучение развития образной памяти старших дошкольников

Страница 1

Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявления образной памяти у детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в игровой деятельности.

Задачи:

1. отобрать необходимый психодиагностический инструментарий с целью определения уровня развития образной памяти у старших дошкольников;

2. определить исходный уровень развития образной памяти у исследуемых детей;

3. разработать и реализовать комплекс игр по развитию образной памяти у старших дошкольников;

4. выявить возможности развития образной памяти у старших дошкольников.

База исследования: исследование проводилось на базе дошкольного учреждения №9 , в котором принимали участие 29 детей старшей группы.

Характеристика группы испытуемых: в старшей группе 29 детей, из них 13 мальчиков и 16 девочек. Физическое состояние детей соответствует возрастным требованиям. У детей на достаточном уровне сформирована познавательная и игровая мотивация.

Исследование проходило в несколько этапов:

I этап (ноябрь 2011г. – январь 2012г.). Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе, определение основных параметров исследования, комплекса диагностических методик, гипотезы.

II этап (февраль - март 2012г.). Проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы.

III этап (апрель 2012 г.). Обработка полученных данных, оформление лиценционной работы.

Исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для изучения развития образной памяти старших школьников, нами были использованы следующие методики:

· Методика "Изучение уровня развития произвольной образной памяти" Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной;

· Методика "Узнавание фигур" Т.Е. Рыбакова;

· "Весёлые картинки" Т.В. Розановой.

При проведении исследования все дети находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Опишем использованные нами методики.

Методика "Изучение уровня развития произвольной образной памяти"

Целью методики является определение уровня развития, объёма и особенностей произвольной зрительной образной памяти.

В качестве стимульного материала для методики "Изучение уровня развития произвольной образной памяти" выступет визуальный материал: восемь карточек размером 5х6 см с изображением чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 24х30 см, разделенная на 24 клетки (размер каждой клетки 5х6 см).

Каждому изображению на карточке соответствовало три изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – схожее лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих трех изображениях было одинаковым.

Ребёнку предлагается посмотреть на изображение карточки в течение 1-2 секунд и найти такую же на большой карте.

Образная память оценивалась по следующим критериям:

1) количество правильно запомненных фигур: при показе идентичного изображения присваивается 3 балла, схожего общим силуэтом и назначением 2 балла, совершенно другое изображение – 0 баллов;

2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;

3) принятие и усвоение мнемической задачи;

4) использование ребенком мнемических приемов.

В результате с учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:

высокий – ребёнок набирает от 21 до 24 баллов; узнаёт изображение за 3-5 секунды; принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности; использует такой мнемический приём как вербализация (открытая/внутренняя).

средний – ребёнок набирает от 17 до 20 баллов; узнаёт изображение в течение 6-10 секунд; принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания; использует мнемический приём вербализация (открытая/внутренняя).

низкий – ребёнок набирает менее 16 баллов; узнает изображение более чем за 10 секунд; в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы.

Методика "Узнавание фигур".

Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей образной памяти.

В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором – 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:

1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;

2) изображения, похожие на геометрические фигуры;

3) абстрактные изображения.

Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Молодёжь как социально - демографическая категория
В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости : - психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость); - социально-психологический подход из ...

Содержание управленческой деятельности: организация, руководство, управление
В системно-деятельностном подходе выделяется 3 модальности существования управленческой деятельности: Организация (О), Руководство (Р) и Управление (У). Которые работают с разными категориальными содержаниями: категория структуры, категория деятельности и категория процесса. Организуют деятельность ...

Элементы II группы таблицы Д.И. Менделеева. Химия и экология
К щелочноземельным металлам относятся следующие элементы главной подгруппы II группы Периодической системы: кальций, стронций, барий и радий. Магний имеет ряд сходных со щелочными металлами свойств, бериллий по химическим свойствам ближе к алюминию. Щелочноземельные металлы являются электронными ан ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru