Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста

Подробно о педагогике » Влияние уровня знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста » Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Практически каждое занятие необходимо строить с просмотра высокохудожественных слайдов в музыкально-поэтическом сопровождении.

После просмотра слайдов знакомство с темой продолжается в ходе беседы, которая может включать демонстрацию наглядных пособий и чтение небольших литературных произведений. Завершающим этапом каждого занятия является практическая работа, на которой проходит демонстрация художественных приемов и техник. На многих занятиях широко практикуется использование цветовых квадратиков. Работа с ними во многом способствует формированию у детей способности воспринимать тонкие градации цвета.

Работа по ознакомлению детей с цветом проводиться в рамках темы. Темы расположены в следующей последовательности:

1. Мир вокруг нас (знакомство с натуральными красками в природе, кусочек свеклы, уголек)

2. Разноцветная природа (знакомство с разноцветием)

3. Гармония в природе (гармоничные сочетания цветов)

4. Времена года (цветовые гаммы)

5. Семь цветов радуги

6. Красный цвет в природе

7. Оранжевый цвет в природе

8. Желтый цвет в природе

9. Зеленый цвет в природе

10. Голубой цвет в природе

11. Синий цвет в природе

12. Фиолетовый цвет в природе

13. Чудо белого цвета и другие. Всего их тридцать две темы.

Таким образом, дети знакомятся с цветами, их проявлениями в природе, их оттенками, а также учатся использовать цвет в изображении своего эмоционального отношения к объекту. Данная методика рассчитана на детей 5-16 лет.

Рассмотрим еще одну авторскую современную программу по ознакомлению с цветом дошкольников возраста 5-7 лет - разработка Н.В. Дубровской «Игры с цветом». Дубровская предлагает педагогам, организуя занятия по ознакомлению детей 5-7 лет с цветом, ставить учебные задачи в соответствии с возрастом детей, уровнем их изобразительных умений и навыков. Дети могут отставать от своих сверстников или опережать их в занятиях по изобразительному искусству, поэтому по мнению Дубровской, педагогу целесообразно провести несколько специальных диагностических занятий совместно с психологами. Затем распределить детей на подгруппы. Даная программа ставит следующие задачи для детей 5-6 лет: знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга; знакомство с дополнительными цветами на примере цветовых упражнений; расширение представлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой; развитие мелкой моторики и координации движений; воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета; развитие зрительного внимания, чувство ритма цвета; обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованием прилагательных и глаголов.

Для детей 7 лет основополагающие задачи: обучение широкому использованию цветов и оттенков при создании изображений; расширение представлений о цветовых палитрах; обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков; развитие ассоциативно-образного мышления: умения анализировать сравнивать цвета, описывать явления природы.

В книги представлены игровые занятия. На предварительных занятиях необходимо педагогу сознать эту игровую мотивацию, для того чтобы дети выполняли игры предложенные автором.

В ходе анализа авторских программ было установлено, что ознакомление детей с цветом необходимо проводить в процессе ознакомления с окружающим миром и на занятиях по изобразительной деятельности, для наиболее эффективного восприятия цвета предметов и явлений.

В результате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогической и методической литературы по ознакомлению старших дошкольников с цветом были выделены следующие аспекты:

- восприятие детьми цвета начинается в младенческом возрасте, дети знакомятся с окружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участии взрослого.

-

При изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).

-

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости

- знакомить с цветом можно и по традиционной программе, которая предполагает, что в три года дети должны знать четыре цвета, в четыре года — цветов, в пять лет — цветов, в шесть — одиннадцать –двенадцать цветов. А можно и по нетрадиционной методике знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе, начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования
Правовое регулирование общественных отношений в области образования в России осуществляется на основании Конституции РФ, международных договоров, Закона РФ «Об образовании», ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», других принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых ...

Методы и формы социально – педагогической работы по формированию гражданственности у молодёжи
Среди субъектов гражданского воспитания сегодня важная роль отводится социальному педагогу, так как сам процесс гражданского воспитания характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Социально-педагогический компонент содержания гражданского воспитания является доминирующим и сос ...

Специфика развития математических способностей
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей челове ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru