Анализ влияния информационной культуры личности на социализацию студентов среднего профессионального образования

Подробно о педагогике » Роль воспитания в социализации личности учащегося начального профессионального образования » Анализ влияния информационной культуры личности на социализацию студентов среднего профессионального образования

Страница 1

Для анализа влияния информационной культуры личности на социализацию студентов среднего профессионального образования приведены исследования социолога Тычковой Татьяны Вячеславовны.

Первое социологическое исследование, пилотное, было проведено в марте 2006 года с целью уточнения содержания понятия информационной культуры личности и анализа на основе эмпирического материала состояния информационной культуры студенчества. Оно показало невысокий охват ИКТ студенческой молодежи, переход на экранный способ получения информации, пренебрежение чтением книг, констатирована опасность формирования информационной бедности.

В последующем исследовании весной 2007г. была применена авторская методика оценки информационной культуры и социализированности личности, основанная на 10-ти индикаторах по каждому из двух исследуемых показателей, в котором ставилась цель определить место и роль информационной культуры личности в социализации человека.

Респондентами являлись студенты саратовских училищ, техникумов, колледжей с 1-го по 4-ый курс гуманитарных направлений подготовки очной и заочной форм обучения. Предполагалось, что данная социально-демографическая группа наиболее интенсивно испытывает на себе процессы социализации и формирования информационной культуры личности. Выборочная совокупность составила 353 человека по 50%-й случайной выборке.

Группа 1-1: низкий уровень информационной культуры личности и социализированности – "гедонистический инфосоциальный тип". Представлена в основном девушками от 18 до 20 лет, проживающими в городах. Достаточный уровень доходов в семье позволяет им не задумываться о социально-экономических и политических событиях в стране, регионе. Жизненные ценности этой части респондентов имеют интровертный характер. Общая направленность в основном на общение и проведение досуга. Из современных ИКТ респонденты первой группы постоянно используют мобильную связь, следят за новинками, но избегают больших информационных объемов, вызывающих у них усталость и раздражение. Компьютер используют в качестве печатной машинки, в редких случаях выходят в Интернет (1 раз в месяц или совсем не используют – 70%). Главным источником информации для них является телевидение 31%,что не формирует информационной избирательности.

Данная группа является плохо социализированной, социально пассивной частью молодежи с гедонистической направленностью и слабой готовностью к жизни в информационном обществе.

Группа 2-2: средний уровень информационной культуры личности и социализированности – "нормативный инфосоциальный тип". 92% составляет молодежь от 17 до 20 лет, в 75% случаев городских жителей. 85% респондентов этой группы воодушевляют технологические новшества в области ИКТ. Компьютером пользуются практически все (98%), Ежедневно или несколько раз в неделю используют всемирную сеть 43% респондентов, что выше среднестатистических данных по стране.

В данной группе учеба является главным мотивом поиска информации (11,7%), за ней следуют "интерес к новому" (11,2%) и стремление быть в курсе последних новостей (10%). Респонденты занимают активную жизненную позицию: активно участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках группы (65%), учебного заведения (31%), общественных организаций (12%); достаточно патриотично настроены (44% гордятся российским гражданством). Эту молодежь волнуют социальные проблемы: незащищенность человека от преступных действий – 50%, безработица среди молодежи – 47%, Большинство в той или иной степени интересуются политикой. Однако только пятая часть приветствуют постоянные социальные трансформации, что подтверждается данными других исследований. Таким образом, данная группа демонстрирует современную норму информационной культуры личности и социализированности.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Развитие образного мышления
Среди программ АНО «Сибирский центр инновационных педагогических технологий» числится инновационная образовательная технология «Образ и мысль», являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Ее цель — содействовать развитию способности детей к глубокому, ...

Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Дошкольный возраст (с ...

Методы и формы социально – педагогической работы по формированию гражданственности у молодёжи
Среди субъектов гражданского воспитания сегодня важная роль отводится социальному педагогу, так как сам процесс гражданского воспитания характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Социально-педагогический компонент содержания гражданского воспитания является доминирующим и сос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru