Способы оценивания и контроля знаний студентов

Страница 1

Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно- воспитательном процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и учащимся устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний. Умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний, основными из них являются следующие:

–текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

–семестровая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждого семестра;

–годовая оценка знаний, т. е. оценка успеваемости студентов за год;

–выпускные и переводные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости важно выявлять, как решаются основные задачи обучения, т. е. в какой мере студенты овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной студент к учению, работает ли он с напряжением или же рывками и т. д. Все это обусловливает необходимость применения различных методов проверки и оценки знаний, которые названы выше.

Повседневное наблюдение за учебной работой студентов. Этот метод позволяет преподавателю составить представление о том, как ведут себя студенты на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какова у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способностях.

Устный опрос. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность устного опроса заключается в том, что преподаватель ставит студентам вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, степень его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний студентов, его еще иногда называют беседой. Устный опрос как правильно сопровождается практическим заданием.

Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний студентов, устный опрос имеет свои недочеты. Этот метод позволяет в течение занятия проверить знания не более 3-4 студентов. Поэтому в практике применяются его различные модификации с тем, чтобы добиться более регулярной проверки и оценки знаний студентов.

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным студентам, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные студенты проявляют в течение всего занятия. Так, студент может дополнять, уточнять и углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы преподавателя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении новых знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. В таких случаях в конце занятий преподаватель может выставить поурочный балл двум-трем студентам, хотя, как сказано выше, они и не подвергались специальной проверке знаний. Выставление поурочного, балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание студентов, а также накапливать оценки по текущей успеваемости.

Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки знаний студентов. При проведении контрольных работ важно:

– предупреждать студентов за одну-две недели о предстоящей конт-рольной работе;

–проводить контрольные работы тогда, когда преподаватель убедился, что изученный материал хорошо усвоен студентами;

–обеспечивать самостоятельное выполнение студентами даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания;

–чтобы контрольные работы проводились в первой половине недели на вторых и третьих парах. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние пары нецелесообразно, так как в это время студенты испытывают утомление, что может отрицательно сказаться на их работе.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ общеобразовательных программ по биологии для 10-11 классов
Конечно, мы учли и образовательные программы, при анализе которых выяснили, что различия между ними может заключаться в порядке изучения разделов и тем. Так, например, по программе предлагаемой автором В.Б. Захаровым раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» изучается школьни ...

Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленност ...

Методика работы по билингвальным программам
преподавание билингвальный иностранный обучение Среди многообразия обучающих методик особое место занимают специализированные школы, в которых иностранные языки, как правило, английский, французский, немецкий преподаются по углубленной программе со второго класса. В некоторых школах ведется препода ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru