Природа как средство эстетического восприятия в младшем школьном возрасте

Подробно о педагогике » Эстетическое воспитание школьников » Природа как средство эстетического восприятия в младшем школьном возрасте

Страница 4

На уроках окружающего мира учитель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Уроки данной тематики нужно строить так, чтобы в этом процессе осуществлялось не только ознакомление детей с природой родного края, но и развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Для этого используются разнообразные методы наблюдение натуральных природных объектов, картин, иллюстраций, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Изучая природу наблюдая предметы и явления внешнего мира, дети сравнивают их, пытаются делать простейшие обобщения, задумываются над причинами происходящих явлений. При этом их ум упражняется в анализе и синтезе получаемых сведений, в умении находить черты сходства и различия в предметах и явлениях, в обобщении сходных черт. Все это имеет большое значение для развития умственных способностей, особенно логического мышления детей, учащихся. Великий педагог К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость использования в преподавании природных объектов и явлений, считая, что дети должны не только понимать прочитанное о природе, но и научиться правильно, рассматривать предметы природы, замечать их отличия и особенности. Учитель обязан научить детей раньше наблюдать, затем обобщать свои наблюдения и делать умозаключения. Ушинский указывает, почему он выбрал для «Детского мира» преимущественно предметы из естественной истории, считая эти предметы самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, что и составляет главную цель чтений и рассказов. Он считал предметы природы «самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности …логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей».

Таким образом, главная задача в развитии эстетического восприятия средствами природы - это пробуждение у детей младшего школьного возраста эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать ребенка умнее, духовно богаче, внимательнее. Наилучшими в развитии восприятия при общении с природой являются словесные и действенные приемы, вызывающие положительные эмоции и интерес к природным явлениям. Окружающий мир в начальных классах школы особенно важно потому, что все дети изучают и познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу, становятся ее исследованиями, добрыми друзьями, начиная с первого года обучения. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество детей – все это пробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом. Глубокое эстетическое воздействие окажут на детей и произведения искусства, раскрывающие в художественном образе мир природы

Эстетическое восприятие – это целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического чувства. Эстетическое чувство – это чувство, сформировавшееся под воздействием эстетического восприятия, которое концентрирует в себе все богатства природной сущности человека: в нем представлен весь его индивидуальный, социальный и духовный опыт. Такое восприятие нацелено на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно - эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием.

Работа по развитии эстетического восприятия построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. При этом ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Историко-ретроспективный контекст профилактики бродяжничества в России
Учитывая существующее в современной науке представление о том, что беспризорность и безнадзорность следует рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий, считаем правомерным проанализировать их в комплексе. ...

Мыслительная деятельность как составляющая познавательной деятельности
"Если деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть". Познавательной можно назвать такую деятельность, в которой активность субъекта, направл ...

Задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
Проследим, как от группы к группе усложняется содержание педагогической работы с детьми по приобщению их к искусству. Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы. Первая г ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru