На уроках окружающего мира учитель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Уроки данной тематики нужно строить так, чтобы в этом процессе осуществлялось не только ознакомление детей с природой родного края, но и развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Для этого используются разнообразные методы наблюдение натуральных природных объектов, картин, иллюстраций, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Изучая природу наблюдая предметы и явления внешнего мира, дети сравнивают их, пытаются делать простейшие обобщения, задумываются над причинами происходящих явлений. При этом их ум упражняется в анализе и синтезе получаемых сведений, в умении находить черты сходства и различия в предметах и явлениях, в обобщении сходных черт. Все это имеет большое значение для развития умственных способностей, особенно логического мышления детей, учащихся. Великий педагог К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость использования в преподавании природных объектов и явлений, считая, что дети должны не только понимать прочитанное о природе, но и научиться правильно, рассматривать предметы природы, замечать их отличия и особенности. Учитель обязан научить детей раньше наблюдать, затем обобщать свои наблюдения и делать умозаключения. Ушинский указывает, почему он выбрал для «Детского мира» преимущественно предметы из естественной истории, считая эти предметы самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, что и составляет главную цель чтений и рассказов. Он считал предметы природы «самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности …логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей».
Таким образом, главная задача в развитии эстетического восприятия средствами природы - это пробуждение у детей младшего школьного возраста эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать ребенка умнее, духовно богаче, внимательнее. Наилучшими в развитии восприятия при общении с природой являются словесные и действенные приемы, вызывающие положительные эмоции и интерес к природным явлениям. Окружающий мир в начальных классах школы особенно важно потому, что все дети изучают и познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу, становятся ее исследованиями, добрыми друзьями, начиная с первого года обучения. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество детей – все это пробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом. Глубокое эстетическое воздействие окажут на детей и произведения искусства, раскрывающие в художественном образе мир природы
Эстетическое восприятие – это целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического чувства. Эстетическое чувство – это чувство, сформировавшееся под воздействием эстетического восприятия, которое концентрирует в себе все богатства природной сущности человека: в нем представлен весь его индивидуальный, социальный и духовный опыт. Такое восприятие нацелено на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно - эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием.
Работа по развитии эстетического восприятия построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. При этом ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими.
Информация о ообразовании:
Основные понятия и определения
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активност ...
Проблема подлинного субъектного понимания
Т.В. Барлас адресовала свою книгу студентам, где описывает практические занятия по работе с художественными текстами. «Соотнесение художественных текстов с понятиями и концепциями психологии — полезное упражнение для тех, кто стремится использовать эти понятия и концепции для анализа жизненных ситу ...
Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в
здоровом образе жизни
Современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность профессиональной творческой деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья ка ...