Природа как средство эстетического восприятия в младшем школьном возрасте

Подробно о педагогике » Эстетическое воспитание школьников » Природа как средство эстетического восприятия в младшем школьном возрасте

Страница 2

Проблема формирования эстетического отношения к природе – лишь одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. Но в ее решении соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы, как формирование научно – материалистического мировоззрения в учебном процессе, освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение богатств родной природы, овладение путями их приумножения, творческое преобразование природной среды, природных материалов, художественно – эстетическая деятельность, внесение посильного трудового участия в сохранение и поддержку природной среды. Общность позиций авторов монографий базируется на признании необходимой и актуальной задачи – развивать как важное качество личности современного школьника эстетическое отношение к природе у детей всех возрастов, в различных формах педагогически целесообразными средствами. Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания учебно-познавательного процесса и освоения эстетических свойств познавательного материала, эстетическую направленность восприятия и освоения искусства, отражающего красоту и характерность природных явлений, а так же познание человеческих идеалов взаимоотношений с природой, значения многообразного духовно – практического преломления духовно – практического преломления собственных реальных контактов с природой и полученных впечатлений в последующих занятиях детей, в их творчестве. Все это – база формирования культуры отношений к природе как общественной ценности.

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды. Нужно более настойчиво проводить работу по охране природы. Одним из условий борьбы против “нарушений норм охраны природы” (К. У. Черненко) является работа по воспитанию глубоких духовных интересов, бережного отношения к сохранности природы, естественной гармонии и красоты у будущих работников народного хозяйства – сегодняшних школьников.

Нравственно – эстетическая окрашенность мотивов отношений к природе повышает ценность окружающей среды для личности, тем самым создавая прочные основы укрепления бережного, гуманного отношения к живой природе, ко всем природным элементам. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. При этом трудовое воспитание рассматривается как важнейший фактор формирования личности школьника. Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей и форм воспитания многогранного ответственного отношения к природе.

Большая роль в эстетическом воспитании младших школьников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу школы. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Начальные школы решают конкретные задачи, направленные на эстетическое воспитание детей: развитие умения чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в природе, эмоционально откликаться на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять красоту окружающего мира.

В.М. Минаева пишет, что младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно - экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных нами «ступенях роста» данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической воспитанности первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте.

Вторая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личностного опыта за счет:

- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя на уроках «Окружающий мир»;

- первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо);

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Результаты обследования фонематического слуха и фонематического восприятия
Анализ состояния функций фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты обследуемых функций фонематического слуха и фонематического восприятия показали, что независимо от того, что у обследуемых детей имеются нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения данный навык сформи ...

Психологические особенности учащихся старшей школы
Возраст юности - один из сложных, наиболее важных и ответственных в плане формирования личности периодов. Это период между подростковым возрастом и взрослостью, в ходе которого должна обеспечиваться возможность вхождения во взрослую жизнь. Самая важная психологическая характеристика старшеклассника ...

Ансамбль песни и пляски Среднеазиатского военного округа
В 1969 году приказом Министерства обороны был сформирован Среднеазиатский военный округ. Через год в 1970 году в апреле месяце по приказу командующего округа генерала Лященко Н. Г. был сформирован Ансамбль песни и пляски Среднеазиатского военного округа (САВО). Первым художественным руководителем и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru