Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Базой исследования стал 2 «в» класс школы НПСОШ №2 г.Якутска. Классный руководитель Зыкова Матрена Николаевна. В эксперименте участвовало 12 детей в виде экспериментальной группы. В качестве контрольной группы был задействован 2 «б» класс той же школы.
Цель эксперимента – создать условия для эффективного развития процесса эстетического восприятия младших школьников.
Задачи экспериментального исследования:
- ознакомить и охарактеризовать особенности эстетического восприятия детей экспериментальной и контрольной групп;
- определить основные показатели эстетического восприятия у младших школьников;
- проведение эксперимента;
- анализ.
Для определения направления работы по исследованию основных качеств эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста и определения его показателей были использованы следующие методы диагностики:
- анкетирование;
- метод творческого сочинения;
- наблюдение;
- беседа;
- количественный анализ результатов исследования;
- качественный анализ результатов исследования.
Нами использована методика В.П. Анисимова «Изучение эстетических ориентаций ребенка». Владимир Петрович является профессором Тверского государственного университета, заведующим кафедрой дошкольной педагогики и психологии, директором Научно-образовательного центра арт-педагогики ТвГУ, кандидатом педагогических наук, арт-терапевт, а также детский практический психолог высшей квалификации, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Данная методика направлена на выявление эстетического восприятия ребенка – его эстетических предпочтений, вкусов.
1. Опросник на выявление компонентов эстетических ориентаций детей
Критерии оценки уровня эстетического восприятия детей младшего школьного возраста:
- низкий уровень – отсутствия или слабо выраженный интерес к эстетической стороне природы. Например, такие дети не любят читать книжки о животных или не умеют вести себя на природе;
- средний уровень – выражается в наличии интереса к различным видам эстетической деятельности, но с ярким предпочтением развлекательной направленности жанров, вне ориентации на высокохудожественные (классические) эталоны. Например, ребенок каждое лето стремится пойти в поход с родителями, но его цель не отдыхать, а гоняться за кузнечиком;
- высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к различным видам эстетической деятельности и разно-жанровой направленности. Например, ребенок увлекается чтением книг, рисованием пейзажа с натуры, охотно и эмоционально рассказывает истории о своих домашних животных, описывая в мельчайших подробностях.
Результаты выявления компонентов эстетических ориентаций детей обеих групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения компонентов эстетических ориентаций детей экспериментальной и контрольной групп
(%)
Группа |
Показатели | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Экспериментальная |
- |
30 |
70 |
Контрольная |
- |
35 |
65 |
Информация о ообразовании:
Методические особенности проведения
Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана. Однако есть и некоторые общие п ...
Как составить портфолио
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. Целевое назначение портфолио: - активизация образовательной деятельности студента; систематизация и хранение личного опыта реше ...
Цель, задачи, методы и организация исследования подготовки членов юниорской
сборной по биатлону Республики Беларусь в подготовительном периоде
Тренировочный процесс членов юниорской сборной по биатлону Республики Беларусь в настоящее время приобретает характер научно-практического поиска , требуя научно- обоснованного подхода в планировании спортивной подготовки и ее реального выполнения. В связи с этим изучение методики подготовки биатло ...