Методики физического здоровья дошкольников

Подробно о педагогике » Физическое воспитание детей дошкольного возраста » Методики физического здоровья дошкольников

Страница 1

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Нами проведен констатирующий эксперимент, определяющий уровень физического здоровья в условиях сохранения физического здоровья в ДОУ №4 г.Малмыжа.

В ходе наших исследований с помощью просмотра и анализа медицинских карт изучалась статистика заболеваний простудного характера в течение учебного года.

В качестве критерии оценки уровня заболевания детей использовались два показателя:

1.количество заболеваний простудного характера (за год);

2.количество детей, пропущенных по болезни (за год).

Исходя из медицинских карт обследования детей, предложенных педагогам и родителям анкет, анализ заболеваемости детей дошкольного возраста в ДОУ №4 г.Малмыжа показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок – 63%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем – аллергические заболевания и болезни органов пищеварения. 34% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 27% - со стороны носоглотки; невротические проявления отмечены у 32% детей младшего и у 29% старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмечено у 24% дошкольников; 17% имеют отклонение со стороны сердечнососудистой системы (повышение артериального давления и др.), в 6-7 летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышенное артериальное давление. Расчет числа детей с отклонениями и заболеванием органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки, сколиозы и др.), мочеполовой, эндокринной систем. Достаточно высок процент кариеса.

В настоящее время акцентируется внимание на децелирации населения, то есть на то, что в России за последние 10 лет стало в четыре раза больше низкорослых детей. А рост ребенка, по мнению медиков, один из важных показателей здоровья нации.

Данное положение подтверждается и нашими исследованиями. В процессе эксперимента в ДОУ №4 г.Малмыжа проведен анализ весоростовых показателей за последнее десятилетие. За основу взяты шкалы индивидуальной оценки физического развития дошкольников, разработанные и опубликованные В.Ю.Давыдовым.

Оценка данных длины тела мальчиков в 2004 г. Составила (по шкале В.Ю.Давыдова) 4 балла во всех возрастных группах, в 2007 г. – для детей 4 и 6 лет – 5 баллов и 5 лет – 4 балла. К 2009 г. Этот показатель заметно снизился и оценивается во всех возрастных группах лишь на 3 балла. Аналогичные изменения наблюдаются и при измерении массы тела детей.

Значительное отставание отмечено практически во всех исследуемых параметрах. За последние пять лет у детей наблюдаются тенденции к снижению показателей ЖЕЛ, динамометрии и как следствие – результатов тестирования в беге на 200 м (выносливость) и метании мяча (скоростная сила), заметно снизились и результаты дошкольников в беге на короткие дистанции. Таким образом, имеющиеся данные подтверждают гипотезу о том, что в настоящее время наметилось значительное ухудшение как в состоянии физического развития, так и в уровне физической подготовленности детей. Все это ставит перед специалистами в области физической культуры, просвещения и медицины задачу разработки научно обоснованных программ. В дошкольном физическом воспитании наиболее реальным, как утверждают психологи, является формирование мотивов достижения цели. Для изучения реальных мотивов достижений в ДОУ №4 г.Малмыжа использовалась методика столкновения мотивов Л.К.Максимова и М.В.Митюхина. Детям предлагалось выбрать одно из заданий:

- повторить движения, с которыми они не справились на занятиях, или поиграть;

- для тех, кто хочет улучшить достигнутый результат, попробовать выполнить более трудное задание или повторить еще раз то, которое уже выполнялось ранее;

- детям говорили, что задания одинаковы по трудности выполнения и можно выбирать любое, но тот, кто предпочтет первое задание, должен справиться с ним самостоятельно, а второе – может рассчитывать на помощь педагога.

Для проявления мотивации достижения учитывалась частота ее индивидуальных проявлений во всех исследуемых ситуациях. В данном случае к началу проведения эксперимента средний уровень мотивации определен у 7 детей средней группы, низкий – у 19 и нулевой – у 56 дошкольников (табл. 1).

Таблица 1 Результаты частоты проявления мотивации достижений дошкольниками в начале эксперимента

Группа

Уровни актуальных мотивов достижения

высокий

средний

низкий

нулевой

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Мальчики,4 года

-

-

9

2,4

8

9,8

31

37,8

Девочки, 4 года

-

-

5

6,1

11

13,4

25

30,5

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов). При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего ...

Формы, средства и методы исследования процесса адаптации младших школьников
Существуют различные методики и методы, которые используют в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов. Рассмотрим некоторые из них. Методы диагностической деятельности. На этапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьной зрелости детей, н ...

Развитие личности и его закономерности
Личность – динамическое понятие она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным). Развитие (прогрессивное) – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru