В данной главе мы исходим из следующих положений: термин «социально-педагогическое сопровождение» в современной научной литературе еще не получил достаточно широкого распространения. Гораздо активнее используются понятия педагогическое, психологическое и психолого-педагогическое сопровождение. В словаре В. Даля термин «сопровождать» определяется как «сопутствовать, идти вместе». В Современном русском языке «сопровождение» означает быть «вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, следовать вместе, охраняя или указывая путь».Анализ современной научной литературы свидетельствует, что под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается любая развивающаяся социальная система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Анализ изученной литературы показывает, что под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития искусству предупреждения и решения проблем наиболее позитивным для развития методом. Е.Е. Чепурных сформулировала в своей работе основополагающие организационные принципы сопровождения:
комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся «на стороне ребенка», защищая его интересы и права.Данные принципы обуславливают необходимость сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован личностный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка - это не значит решать проблемы за детей, это означает вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Сопровождение - это педагогический метод, направленный на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром.
Информация о ообразовании:
Роль
художественной литературы в природоведческой работе с дошкольниками. Принципы
отбора природоведческой литературы для детей
Начиная с раннего возраста, мы знакомим детей с окружающим их миром. Постепенно у детей формируются представления о живой и неживой природе, природоведческие понятия, они осознают зависимости, происходящие в природе. На протяжении всего раннего и дошкольного возраста педагог старается воспитать у р ...
Функции семинара
Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление зна ...
Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аб ...