Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
Для педагога цель, сформулированная таким образом, выгляди несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных норм поведения). Воспитание сегодня – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.
Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами.
В Методических рекомендациях «Нормативно-методическое обеспечение работы классного руководителя» (приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21) записано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако, ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Цели и задачи классного руководителя:
Цель деятельности – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
Таким образом, сегодня законодательно закреплены основные задачи воспитания школьников и определен главный субъект, персонально отвечающий за воспитательный процесс в современной школе.
В последние два десятилетия воспитательная деятельность классных руководителей начала обновляться, но значительная часть наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Актуальна проблема поиска классными руководителями форм, приемов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации в нашей стране.
Сегодня создана модель эффективной деятельности классного руководителя, которая включает следующие характерные черты:
стратегическое управление и долгосрочное перспективное планирование процесса воспитания;
направленность содействия воспитательной деятельности на развитие детей;
Информация о ообразовании:
Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться
Пока учеба доставляет вам удовольствие, проблемы не существуют! Но с наступлением темной полосы вы, не имея твердой убежденности, можете пойти по самому легкому пути – сдаться и махнуть на все рукой. Приведенные ниже рекомендации помогут вам найти подходящие для вас основания для продолжения обучен ...
Информационные технологии в воспитательном процессе
В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласит ...
Теоретическое обоснование агрошколы как профильное обучение
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, н ...