Процесс формирования орфографического навыка

Подробно о педагогике » Формирование правильного письма у младших школьников » Процесс формирования орфографического навыка

Страница 2

Фонематический слух возникает в процессе речевой де­ятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений:

а) аналитические упражнения на фонетическом, слово­образовательном, лексическом и морфологическом уровнях;

6) синтетические упражнения на этих же уровнях;

в) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение ор­фоэпии;

г) специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили;

д) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;

е) выразительное чтение, декламация;

ж) специальные упражнения в проговаривании;

з) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.

Проговаривание — это упражнение, которое положи­тельно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литератур­ное произношение) и орфографическим (буквенное про­изношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоре­чили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфо­эпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с яс­ным произношением букв (ммм-роо-ррр-ооо-ззз), с осо­бенным выделением орфограмм вырабатывает у учащихся внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.

Развивающийся фонематический слух способствует воз­никновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Орфографическая зоркость — это способность, уме­ние быстро обнаруживать в тексте, в словах и. их сочетани­ях орфограммы, а также определять их типы. Орфографи­ческая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе язы­кового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систе­матической отработке зоркость автоматизируется и стано­вится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способ­ности видеть допущенные ошибки. Стимулированием са­моконтроля является то, что самостоятельно сделанные ис­правления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопро­верки должны поощряться.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащи­мися обеспечивает понимание языковых значений. В дан­ном случае под языковыми значениями понимается содер­жание целых высказываний, смысл отдельных предложе­ний, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фра­зеологических единиц, значения отдельных морфем в со­ставе слова, а также грамматическое значение слов, слово­форм и морфем.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования
Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Можно сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разноо ...

Проблемы профессионального становления учителя
учитель педагогический профессиональный общение Как мы уже отмечали, ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог, учитель. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятель ...

Подходы к определению профессиональной компетентности
Профессиональная деятельность педагога носит творческий, стохастический характер, постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому и система показателей, критериев оценки ее продуктивности и результативности не носит раз и навсегда утвержденный характер. Потребности общества и школы, условия осуще ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru