Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
Роль двигательного анализатора в жизни человека неоспорима. Основоположник русской физиологической школы И.М. Сеченов указывал, что нет действия, которое не выражалось бы в движении. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению.
Кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Психофизиологические исследования лаборатории, возглавляемой М.М. Кольцовой, подтверждают положительное влияние мелких движений руки и пальцев на функционирование мозга, становление речи. От натренированности мелких мышц кисти руки и пальцев ребенка зависит точность написания букв со сложными элементами. Если мускулатура пальцев слабая, нет точной зрительно-двигательной координации, рука быстро устает, поэтому на первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворенность, перерастающая в нервозность.
Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, нуждающийся во впечатлениях. Важны и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности.
Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми родители помогают справляться маленькому человечку, прямым образом влияют на то, сохранит ли он свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Первые несколько лет жизни – это возможность помочь стать малышу тем, кем он может стать. Психологи говорят, что мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Внимание заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит развиваться.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Психологи и детские педагоги настойчиво советуют родителям почаще играть в развивающие игры.
Информация о ообразовании:
Как написать эссе
В университете вам предстоит выполнять различные виды самостоятельных исследовательских работ (эссе, реферат, доклад и др.). Отметим, что эссе в ряду этих работ занимает одно из первых мест. Помните, что от того, насколько хорошо вы сумеете изложить свои мысли на бумаге, может зависеть ваша оценка. ...
Методические разработки по теме «Элементы ii группы
периодической системы Д.И.Менделеева»
Эксперимент начался со знакомства с ученическим коллективом. При этом для получения представления об успеваемости класса по химии была изучена статистика четвертных оценок по химии и проведен констатирующий контрольный срез знаний по этой дисциплине. (Результаты констатирующего контрольного среза з ...
Как управлять своим временем
Жизнь в университете интересна и увлекательна, это период хочется успеть, как можно больше. Но помните, что число часов в сутках одинаково для всех! Хотя кое-кто мог бы с этим поспорить, видя, насколько у одних работа спорится по сравнению с другими. Решите для себя, что вы хозяин времени, а не нао ...