Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей

Подробно о педагогике » Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник » Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей

Страница 3

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Специалисты по раннему детству (В.С. Мухина, Е.В. Зворыгина и др.) указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации.

5-ый месяц. Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и мышления.

9-ый месяц. Скачок в развитии тонкой моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления. Э.Г. Пилюгина, М.М. Кольцова и другие ученые считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано не своевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.

В 1-1,5 года малыш крепко зажимает карандаш или мелок в ладони, что очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается еще изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2-3 года ребенок, как правило, держит карандаш, зажимая его в ладони сверху. Этот способ, особенно при рисовании мелками, позволяет детям выполнять довольно сложные движения. Однако движения эти еще спонтанны, почти не ограничиваются.

В 3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту, он превратился в любознательного человека, умеющего ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями.

Опытные педагоги знают, что у занятого интересным трудом дошкольника появляется особая сосредоточенность, происходит «поляризация внимания». Врач и педагог М. Монтессори рассматривала внимание как самостоятельную форму психической деятельности и разработала не только методику его развития, но и специальные пособия, способствующие концентрации внимания (упражнения с водой, звуками и т.п.).

Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания и расстегивания, пуговиц, крючков; научится стирать платочки, носочки, сушить и гладить их настоящим электрическим, но безопасным утюгом; освоит чистку обуви настоящей щеткой; научится резать вареные овощи для салатов; делить на две-четыре части яблоко, мыть за собой посуду. И все это будет косвенно готовить руку к письму.

От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию.

Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли» (исследования М. Монтессори).

Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, используя ткань, бумагу, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, лекала, ножницы, молоток, щетки, лейки и т.д.

Тренеры–педагоги, хореографы, работающие над ранним развитием двигательных талантов (Озеров В.П., Яблочникова В.А.) выделяли основные направления стимулирования развития мелкой моторики. Психологи и учителя начальных классов (Е.Н. Потапова, Ш.А. Амонашвили) используют эти направления для коррекции двигательных нарушений у детей

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Проблемы профессионального становления учителя
учитель педагогический профессиональный общение Как мы уже отмечали, ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог, учитель. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятель ...

Диалоговый подход к культуре и межкультурному образованию
Диалоговый подход к рассмотрению понятий "межкультурное образование и "лингвосоциокультурная грамотность" основывается на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Эволюция рассматриваемых понятий опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной культурологии, фи ...

Основные направления и технология педагогической деятельности
Направление первое. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. Наиболее эффективным видом ситуации успеха можно считать ситуацию типа «Радость познания». Разумеется, она имеет место и у младших школьников, но наиболее эффективна у подростков и старших школьников. В психологии принято выделять ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru