Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Подробно о педагогике » Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Страница 8

Такое построение содержания образования важно для развития эмоции удивления. Познавательная программа, разработанная А.В. Петровским, А.Б. Кетовой, основана на живом интересе детей к предмету познания. Например, они ведут детей от изучения некоторых физических свойств предметов и закономерностей (Сфера-Природа) к их знаковому или символическому обозначению, а затем - к постижению способов использования этих свойств (Сфера-Культура). Затем ребёнок овладевает способностью рассмотреть эти свойства и закономерности как с позиции других существ (Сфера-Другие), так и с собственной точки зрения (Сфера-Я-Сам).

В эмоциональной сфере, в переживании детьми происходящей деятельности и активной сопричастности другому человеку, создаётся эмоциогенная среда - "Я-Другие" (А.В. Петровский, Л.С. Стрелкова). Авторы представляют материалы развития устремлений детей дошкольного возраста в действия, в соответствии с их возрастными особенностями. Применительно к младшему школьному возрасту развитие устремлений в действии показано в работах В В Давыдова, Г.А. Цукерман. Основной признак развития - переход к независимости поведения от взрослых преобразуется в потребность - самоценную форму активности.

В представленном анализе развития устремлений мы наблюдаем черты нового направления дидактики - личностно-ориентированной, лежащей в основе личностно-развивающегося образования. К ним А.В. Петровский относит: преподавание как умение педагога направлять учение на самостоятельную деятельность учащегося опираясь на их желания приобщаться к миру человеческой культуры; создание предметных условий для развития самоценных форм активности, умение педагога путём использования в развивающих заданиях подводить детей к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, "полёту мысли и фантазии"; создание коммуникативных условий для поддержки самоценной активности детей.

На основе своих масштабных исследований А.В. Петровский проектирует важнейшие характеристики личностно - развивающего образования.

Главные из них - это культивирование уникального опыта ребёнка, который выступает как ценность образования. Особенность этого опыта заключается в индивидуальном видении, языках постижения, чувствования, эмоциональных откликах. "Образование в русле личностно - развивающего образования, могло бы выступать доподлинно как испытание. Вторая характеристика - это признание обоюдного опыта, - опыта Особенного - То, что рождается при этом, не сводится лишь к предметной стороне открывающегося. В нём явственно присутствует Значимый другой. Ощутимо именно присутствие другого. "Данная характеристика базируется на методе "отражённой субъектности" (А.В. Петровский), суть которого в том, что, отражаясь в индивиде, другой: человек выступает в качестве источника деятельности, изменяющего взгляд этого индивида, что ставит перед ним новые цели, это и имеет личностный смысл. В познавательной и других видах деятельности люди постигают предмет деятельности, приобщаясь друг к другу.

В личностно - развивающем образовании самоценно ощущение сопричастности, "значимости именно данного круга лиц, очерченность круга. В этом контексте образование должно быть осмысленно как посвящение".

Универсальность опыта - это третья характеристика личностно - развивающего образования, представленная А.В. Петровским, заключающаяся в переживаемости трансфинитного. В традиционном образовании опыт выступает как своего рода "сырьё" образовательного процесса, ориентирующего на эмпирическое познание и формирование ЗУНов. А в личностно-ориентированном образовании задания обращают ребёнка к категориям "Всеобщего - бытие", "Становление", "качество", "количество", "мера", "возможность", "действительность" и побуждают его к осмыслению мира и себя в этом мире, способствуют обретению смыслов."Процессы (само)испытания, посвящения и обращения человека - в единстве друг с другом - образуют существо личностно - развивающего образования". Идея А.В. Петровского "Я=МИР" реализуется в познании, воле, переживании, а в ценностном своём выражении раскрываются в категориях истины, добра, красоты и представлены им как исходная ценность, средство, результат - предпосылка развития личности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе
“В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие “технология”, пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось ...

Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
В начале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебных заведений, в том числе государственных - 548. В начале 2001/2002 учебного года, соответственно, 1008 и 621 (или на 161 % пи 113 % больше). Численность обучающихся в 1993/1994 составила 2,6 млн. чел., в 2001/2002 у. г. - 5,4 м ...

Методы подготовки к единому государственному экзамену по истории
В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления. Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история являются профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих предметов дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подгот ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru