Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Подробно о педагогике » Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Страница 4

Таким образом, решение учебной задачи и представляет собой микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний, а следовательно и теоретического мышления. В основании принципа лежит теоретическое знание, т.е. не правило или определение, а понимание сути предмета, явления. В основе содержания развивающего обучения лежит система научных понятий, определяющая теоретические принципы построения в данной предметной области.

Учебная деятельность призвана решать цепочки задач, в результате которых ребенок развивает способность к творчеству. Учебная задача, возникающая на каждом уровне это задача на нахождение и выявление общего принципа, т.е. тех объективных оснований, которые определяют возможность работы с предметом. Такой подход к построению учебных предметов, в частности математики определяет следующую систему его основных учебных задач: введение детей в сферу отношений величин; раскрытие детям кратного отношения величин, как общей формы числа; последовательное введение детей в область различных частных видов чисел; раскрытие однозначности структуры математических операций.

Таким образом, развивающее обучение способствует успешному овладению знаниями и умениями, теоретическим мышлением и развитию творческого потенциала личности. Это отражено в работах В.В. Давыдова, посвящённых развитию у детей теоретического мышления как продуктивного, творческого мышления. Эти идеи развиваются сотрудниками исследовательского коллектива, разрабатывающего содержание и технологии развивающего обучения в контексте теории Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова.

В.В. Репкин, А.К. Дусавицкий рассматривают качественные изменения познавательных интересов детей, возникновение интереса к общим способам решения задач и теоретическим закономерностям учебного материала.

Оформленность структуры межличностных отношений показывают, что на развитие детей влияет открытость в общении, организаторские умения, ценности совместного общения, товарищество, организованность, самостоятельность, умение отстаивать свою позицию. Это и показатели и условия развивающего обучения.

Н.М. Трунова, Н.Э. Фокина, Н.С. Евланова исследуют нравственные представления и нравственные суждения младших школьников, умения анализировать моральные явления, вычленять мотивы человеческих поступков, осуществлять осознанный выбор поведения в конфликтных ситуациях, проявлять моральную ответственность, М.Э. Боцманова, А.В. Захарова изучили рефлексию оценки и самооценки качеств личности, способность к анализу поступков и нравственных отношений.

Исследования указывают на существование определенной воспитывающей функции учебной деятельности и наличие взаимосвязи между развитием теоретического мышления и нравственной сферы младших школьников. По мнению В.В. Давыдова, основная причина этого заключается в том, что в экспериментальном обучении представлены элементы теоретических знаний и отдельные компоненты учебной деятельности, в частности, учебные действия, связанные с осуществлением детьми рефлексии, анализа и планирования. Это оказывает определяющее влияние на развитие у младших школьников теоретического мышления (например, способности к теоретическому обобщению), памяти, а также развитых форм межличностных отношений, нравственных отношений и других образований, очень важных для становления нравственной сферы личности младшего школьника.

На основании изложенного мы можем заключить, что теория развивающего обучения Эльконина - Давыдова составляет основу личностно развивающего образования, включающую: представления о теоретическом мышлении как творческом процессе и возможностях интеллектуального творчества учащихся начальной школы; учение о развитии психологических новообразований личности младшего школьника - содержательных мыслительных действий, обоснование взаимосвязи между развитием теоретического мышления и нравственной сферы младшего школьника; исследование воспитывающей функции учебной деятельности, проявляющейся в открытости учителя в общении с учащимися, оформленности межличностных отношений; принятии ценностей совместного общения, товарищества, организованности, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию. Эти идеи развиваются, обогащаются и особым образом сочетаются в работах, посвященных личностно-ориентированному образованию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Город как школа
Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании, не успевающих в учебе по самым разным причинам — психологическим, физиологически ...

Приготовление растворов
Целью данной работы является обучение учащихся готовить растворы заданной процентной концентрации и закрепление понятия о концентрации растворов. Она же способствует развитию у них аккуратности, бережливости, навыков рационального планирования работы, трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи. ...

Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник
При разработке методики формирующего эксперимента учитывалось, что для полноценного развития координации движения руки должны быть интегрированы вместе различные факторы, влияющие на данный вид моторики. Кроме того, мы ставили целью общее развитие детей, поэтому большое внимание изначально уделялос ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru