Метод разъяснения ценностей

Традиционная система религиозного и этического воспитания делала ставку на заучивание отрывков из Библии, заповедей и правил общежития. Такой подход направлен на формирование того, что можно назвать добродетелями, — честность, добросовестность, самообладание, дружелюбие.

Еще Аристотель составлял подобный список, который включал в себя умеренность, терпимость, гордость, добросердечность, правдивость и справедливость. Такой метод, основанный на чтении моралей и изложении правил поведения, сегодня оказался несостоятельным. В настоящее время учителя пытаются использовать новый подход, получивший название разъяснения ценностей. При этом рассматривается не содержание моральных приоритетов, а процесс их приложения к конкретной ситуации.

Метод разъяснения ценностей — методический подход, основанный на разъяснении школьникам основных моральных ценностей, что помогает им лучше понять собственные убеждения и приоритеты. Учителя придумывают ситуации, имеющие непосредственное отношение к жизни школьников и их повседневным проблемам. Целью такой работы является не простое насаждение в умы учеников определенного набора нравственных понятий. Задача ставится шире: помочь учащимся правильно оценить свои внутренние убеждения и поступки; научить их взвешивать все «за» и «против» того или иного решения, предвидеть вероятные последствия решения и уже на основании этого анализа делать выбор; научить находить средства достижения поставленных целей, не идущие вразрез с собственными моральными установками. Использование этого подхода помогло многим школьникам стать более самостоятельными в отстаивании собственного мнения и следовании принятым решениям. За рубежом придумано множество упражнений и методических разработок, которые могут быть использованы на классных занятиях с применением метода разъяснения ценностей.

Выбор альтернатив. Учитель задает ученикам несколько вопросов:

Вы предпочитаете копить или тратить?

Вы индивидуалист или коллективист?

Вы предпочитаете умственную или физическую работу?

Диапазон ценностей. Учащимся предлагается оценить свое отношение к самому себе и одноклассникам, чтобы понять свою роль и место в коллективе. Им может быть задан, например, такой вопрос: «Как далеко вы готовы зайти в своих поступках, чтобы завоевать признание товарищей?» Их ответ может лежать в самом широком диапазоне— от «Готов на все!» до «И пальцем не шевельну!»

Шкала предпочтений. Школьникам предлагается разместить в соответствии со своими предпочтениями готовые ответы на поставленные вопросы, например:

Где бы вы хотели провести воскресный день:

на пляже;

в лесу;

на распродаже в магазине?

Какая проблема на сегодняшний день представляет для вас наименьший интерес:

освоение космоса;

жизнь за чертой бедности;

обороноспособность государства;

экология?


Информация о ообразовании:

Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности
В профессиональной деятельности педагога можно выделить два главных аспекта - личность и деятельность преподавателя. Именно диалектика их взаимодействия по поводу предмета - собственно содержания образования и объекта учения - ученика обуславливает психолого-педагогические особенности профессиональ ...

Цели и задачи музейной педагогики
В настоящее время происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений. Так, глав ...

Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться
Пока учеба доставляет вам удовольствие, проблемы не существуют! Но с наступлением темной полосы вы, не имея твердой убежденности, можете пойти по самому легкому пути – сдаться и махнуть на все рукой. Приведенные ниже рекомендации помогут вам найти подходящие для вас основания для продолжения обучен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru