Методы и приёмы

Страница 1

Прежде, чем мы остановимся на определённых формах и приёмах активизации мыслительной деятельности, следует затронуть вопрос о методах преподавании литературы, т.к. данный вопрос является общим по отношению к формам и приёмам работы на уроке.

Слово "метод" означает путь, способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления. "Метод обучения (в педагогике) – это способ совместной работы педагога и учащихся при овладении знаниями в ходе учебного процесса". Другими словами, метод - способ достижения какой-либо учебной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения учебных знаний. Наиболее утвердившийся в методике литературы можно считать классификацию Н.И.Кудряшёва, разработанную на основе предложений М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера с учётом своеобразия литературы как учебного предмета. Существует несколько классификаций в зависимости от её основы: по источникам передачи и характеру восприятия информации (С.И.Петровский), по дидактическим задачам (М.А.Данилов) и др. В зависимости от характера познавательной деятельности можно выделить следующие методы. "Это методы: творческого чтения, эвристический, исследовательский (проблемно-поисковый) и репродуктивный". Рассмотрим в рамках данных методов последовательно отдельные приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах.

"Метод творческого чтения…наиболее специфичен для преподавания литературы как искусства; его назначение – развитие художественного восприятия, эстетических переживаний, глубокого проникновения в мир художественных образов; это метод, особенно способствующий развитию воображения учащихся, их образного мышления, стимулированию их художественного творчества". На тех уроках, когда школьников надо ввести в мир художественных образов, вчувствоваться в них, метод творческого чтения в разных его приёмах формирует читателя, который со-творит вместе с писателем. (Бахтин М.М.) Однако не всегда известные приёмы в рамках данного метода (выразительное чтение учителя, учащихся, прослушивание записи в исполнении актёров и др.) обеспечивают активизацию мыслительной деятельности. Необходим предварительный настрой ученика на восприятие художественного произведения, "…установление ассоциативной связи между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта". Интерес и внимание школьников достигается сообщениями о биографии поэта, о истории создания произведения, введение учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось произведение. Необходимым условием подлинно творческого восприятия художественного произведения является предварительно заданный учителем вопрос или задание. Так, например, перед чтением поэмы А.Блока "Двенадцать" (11 класс) уместным будет следующее задание:

1. Ответьте на вопросы:

Что видит, слышит и ощущает автор в данной главе?

Как он относится к тому, о чём он рассказывает? Обоснуйте своё мнение.

Какие ассоциации (с произведениями литературы, музыки, живописи) возникают у вас при прослушивании?

Как вы представляете то, что вы слышите? Какая цветовая гамма преобладает в данном отрывке?

2. Нарисуйте воображаемую (или действительную) иллюстрацию к данной главе. Если желаете, объясните свой рисунок.

Интерпретация сопряжена с переводом текста на другой язык, с его перекодировкой (если воспользоваться термином структурализма). Интерпретация – это избирательное и в то же время творческое овладение художественным произведением. При этом деятельность интерпретатора связана с его духовной и мысленной активностью.

Стимулирует мыслительную активность учащихся перед выразительным чтением и такой приём, как сравнение с последующим творческим заданием. Так, например, при изучении лирики в 10 классе возможно такое задание:

1. Послушайте песню "Вечерний звон".

Какие чувства вызывает у Вас эта песня?

Какие образы встают перед мысленным взором?

2. Рассмотрите репродукцию картины Левитана И.И. "Вечерний звон".

Что связывает картину и песню?

Такой ли образ Вы представляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.

3. Прочитайте выразительно стихотворение Я.Полонского "Вечерний звон".

Сделайте анализ художественных особенностей стихотворения, обратите особое внимание на ритмику, сделайте выводы.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Каковы организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в специальных детских садах
С 3 лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности, могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные ...

Как осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута
Пути к образованию для каждого человека представляются очень разными и сугубо индивидуальными. Таким образом, человек должен принять решение о том, как ему себя повести в условиях выбора, и при этом он руководствуется предпочтением того или иного результата, который последует за произведенным им вы ...

Исследования читательских интересов подростков
В культурной жизни страны произошли изменения, обусловившие резкое повышение интереса к отечественной истории, истокам национальной культуры, утраченным традициям. Эти изменения существенно повлияли и на работу библиотек. Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru