Методы и приёмы

Страница 2

Почему именно это стихотворение нашло своё отражение в живописи и музыке?

Подумайте, есть ли общее в этих произведениях искусства? Что именно?

Возможно ли вообще сопоставление разных видов искусства?

Какой вид искусства лично Вам ближе?

Напишите сочинение на тему "Мои впечатления от "Вечернего звона"…" (или сформулируйте тему самостоятельно) или отразите свои впечатления в рисунке.

В монографии Н.И. Кудряшёва подробно разобран такой приём активизации художественного восприятия произведения, как сопоставление отдельных произведений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и Пушкина, Г.Гейне и М.Ю. Лермонтова. Различные формы использования данного приёма мы можем увидеть в трудах Т.И. Богомоловой. При изучении современной поэзии в 11 классе нами в том числе сопоставляются следующие стихотворения:

Слово учителя, лекция на уроке в рамках репродуктивного метода , безусловно, положительно воздействует на восприятие школьниками произведений художественной литературы.

"…Духовное богатство и разнообразие талантов, самобытность, оригинальность каждого из деятелей литературы и искусства должно войти в сознание, в духовную жизнь учащихся, обогащать их личные переживания, влиять на поступки".

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке можно перед началом лекции ставить проблемный вопрос, на который школьники ответят в конце урока. Так, например, при изучении творчества Н.В.Гоголя (9 класс) можно задать следующий вопрос: "Почему произведения Н.В. Гоголя стали основой многих кинокартин?" Активизирует деятельность учащихся на уроке и творческое задание: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока, подберите эпиграф к уроку, подберите стихотворение.

Метод проблемного вопроса "…содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, но очевидно разрешаемого для учеников…" За последнее время вышло немало работ, специально посвящённых проблемным вопросам и заданиям по литературе, наметилась их типология. В рамках нашей работы мы не будем останавливаться на анализе данного метода, укажем лишь некоторые возможные примеры его применения на уроках литературы.

Сущность эвристического метода заключается в целенаправленном руководстве познавательной деятельностью учащихся в процессе изучения ими литературного произведения, выяснения того или иного литературного понятия, постижения закономерностей литературного процесса; с помощью этого метода вопросы или задания учителя последовательно, логично ведут школьников к конкретным выводам индуктивным или дедуктивным путём. Здесь немаловажную роль играет "Диалог учителя и ученика как равных собеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самим собой". На уроках возможно, даже желательно сочетание данного метода с другими.

Использование данного метода для активизации мыслительной деятельности учащихся возможно при проведении уроков по анализу того или иного произведения. (См. урок на тему "Образ поэта в русской классической поэзии (А.С.Пушкин и М.И.Цветаева)" 11 класс в статье С.В. Рыжовой.)

"Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности . В-четвёртых, исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания". Тематика семинаров может быть разнообразна, может отражать разные аспекты литературы.

В рамках данного метода проводятся уроки-семинары, уроки-исследования, учащиеся готовят сообщения, доклады. Семинарские занятия организуются два-три раза в год, их необходимо тщательно подготовить по содержанию и методике. Темы семинарских занятий объявляются заранее. Так, например, в 11 классе проводится обобщающий семинар с самостоятельным анализом нового материала "Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы сороковых-девяностых годов". Приводим план проведения семинара:

1.1. Вопросы для обсуждения.

А) Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Охарактеризуйте каждый из них.

Б) Характеристика литературных произведений о Великой Отечественной войне сороковых-пятидесятых годов.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Результат исследования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх
Исследование по изучению элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх проводилось в МДОУ №36 «Росинка», в средних группах (в контрольной и экспериментальной). В качестве методов изучения элементарных математических представлений использовались: дидактические игры, ...

Результаты исследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников
Данные исследования первоначальных знаний о цвете отражены в таблице 1. Дети, имеющие высокий показатель знаний о цвете отсутствуют, имеющие средний уровень (3 ребенка) – составляют 30%, детей с низким уровнем 5 человек, они составляют 50%, остальные 20% (2 человека) имеют знания ниже среднего. Ива ...

Анализ результатов формирующего воздействия
Для того чтобы выяснить результаты формирующего воздействия был проведен контрольный эксперимент. Суть его заключалась в следующем: экспериментальной и контрольной группам детей были предложены те же методики, что и при констатирующем эксперименте (методика оценки КОС и диагностика «помех»). Дети т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru