Проблема подлинного субъектного понимания

Страница 2

Объемное чтение позволяет не только ощущать свой прежний, уже накопленный опыт (а значит, и свою собственную человеческую сущность), но и постигать то, к чему мы уже потенциально приблизились, но что еще не было нами осознано. Когда художественные приемы построения текста позволяют читателю увидеть не только лично его волнующие проблемы, но и собственное решение этих проблем (в образной или словесной форме), то такое чтение доставляет особое удовольствие, эстетическое наслаждение, почти что физически ощущаемое обогащение».

Следовательно, «мы должны обучать осмысленному чтению, чтению, служащему задачам «большой» деятельности, учить искать в текстах ответы на вопросы, волнующие чтеца. Чтение без интереса, чтение без адекватного личностного мотива — вообще не чтение. Чтение есть смысловой процесс».

А.А. Леонтьев, защищая концепцию культурно ориентированной школы, писал: «Культура и есть образ мира и способность ориентироваться в этом мире, чтобы в нем действовать и его переделывать. Что такое культура? Это совсем не коллекция, не набор знаний о мире, обществе, человеке. Это обобщенное, мировоззренческое представление о мире (образ мира или картина мира) и способность ориентироваться в этом мире. Но в то же время овладение культурой предполагает знание некоторого набора или системы фактов о мире, владение некоторой системой ориентиров и умений, которые обязательны (в социально-психологическом смысле) для любого члена общества или социальной группы в сегодняшних условиях».

К сожалению, таким образом воспринимать художественный текст могут не все читатели, так как этому нигде не учат. «Восприятие литературного текста становится художественным, когда оно интимно-личностное. Для большинства современных читателей оно таким остается только при чтении булъварнойлитературы (в чем ее большая заслуга!)».

Вызывает сожаление, что не созданы хрестоматии из текстов литературных произведений для общей психологии, возрастной психологии, как, например, это сделано по педагогической антропологии, ведь только русская литература XIX столетия и Серебряного века полностью способна проиллюстрировать возрастные изменения в психике становящейся личности.

И еще один вывод, касающийся обучения чтению. Обучение чтению должно строиться как обучение решению мыслительных задач, приводящих к пониманию текста, как обучение построению образа содержания текста. Для этого приемы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. Средняя и высшая школа должна обучать думать над текстом, понимать текст, а не воспринимать его.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Содержание и основные элементы российской системы образования
По мнению Аванесова В., реформы образования должны начинаться с его содержания, которое может проявиться по-настоящему как результат совместных и сбалансированных усилий отдельных специалистов, общественных ассоциаций и государственных органов управления образованием. В Российской Федерации устанав ...

Закономерности усвоения учебного материала
Усвоение учебного материала идет по определенным закономерностям. Выполнение учеником любых учебных заданий осуществляется на основе ранее усвоенной информации о способе решения подобных задач. Эффективность деятельности ребенка определяется степенью усвоения информации о способах деятельности и на ...

Проблемы профессионального становления учителя
учитель педагогический профессиональный общение Как мы уже отмечали, ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог, учитель. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятель ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru