Проблема подлинного субъектного понимания

Страница 1

Т.В. Барлас адресовала свою книгу студентам, где описывает практические занятия по работе с художественными текстами. «Соотнесение художественных текстов с понятиями и концепциями психологии — полезное упражнение для тех, кто стремится использовать эти понятия и концепции для анализа жизненных ситуаций. Выполняя упражнения, связанные с анализом текстов, следует помнить, что в них может не оказаться единственного правильного ответа: ведь сложные жизненные ситуации не всегда однозначно сводятся к единственной, пусть даже самой лучшей концепции. Главное, к чему следует стремиться в работе с текстами, — это разобраться в психологической подоплеке происходящего, понять, ПОЧЕМУ персонаж говорит, поступает, думает так, а не иначе. Обычно это более важно, чем точно назвать механизм психологической защиты или вид трансакции». В качестве иллюстраций рекомендует использовать художественные тексты и И.М. Кондаков.

Проанализировав учебно-методическую литературу с точки зрения использования литературных произведений в преподавании психологии, невольно удивляешься такому скромному использованию психологами богатейшего багажа, накопленного человечеством. Как нам кажется, вполне закономерен вопрос: почему? Может быть, проблема еще в школьном курсе литературы, когда учащиеся «проходят» великие произведения, не всегда понимая глубину их, потому что их никто этому не учит. «О классике читатель часто судит не столько сам, сколько повторяет мнение специалистов-критиков. Подмена собственного понимания тем или иным, более или менее гладко сформулированным мнением литературного критика многими читателями воспринимается как норма культуры. После подмены наш собственный устремленный на текст взор не прояснился, а личное обогащение если и произошло, то не от самого художественного произведения, а от ее следствия — литературоведческого разбора специалистом. Проблема подлинного субъектного понимания (или непонимания) запихивается в бочку и «пускается в Окиян».

«Называя черное белым (то есть выдавая непонимание за понимание), читатели могут надолго или даже навсегда лишить себя радости прозрения, возможности самим пробиться через мрак непонимания к животворному свету. Повторяя слова чужих (или чуждых) формулировок, читатель блокирует тончайшую власть слова над собой, лишаясь его сияния». Читать хорошую литературу очень непросто. Н. Гумилев, великий русский поэт Серебряного века, в разрушенном Петрограде, по воспоминаниям И. Одоевцевой, организовал литературный кружок для молодых людей, где учил читать стихи, а не писать их.

По мнению В.М. Букатова, создателя новой области художественной и общей дидактики - драмогерменевтики, ощущение открытия в процессе чтения возникает как «результат видения в себе более высоких, чем исходно предполагалось, чувств, мыслей, проблем решений. Видение это посещает читающего благодаря зеркальным свойствам того единства, которое возникает в результате произведения (перемножения) личного опыта читателя на воспринимаемый текст». Этого можно достигнуть при «чтении с толком», когда читатель конкретизирует каждое авторское слово или оборот собственным представлением; связывает возникшие и возникаемые образы в некое единство, толкование. Один из результатов «чтения с толком» - «быть способным достаточно выразительно прочесть произведение с листа в кругу хотя бы близких слушателей, так как именно чтение вслух является основным показателем «толка». Интересно, что повсеместное распространение в России чтения вслух по времени совпало с расцветом русской литературы. Когда-то популярное чтение с листа вслух было чем-то вроде заключительной стадии освоения художественного текста. Чтением с листа публично поверялась точность, основательность и глубина своего понимания».

Личный опыт каждого из нас формируется нашими собственными интересами. У людей, живущих в одних и тех же условиях, но имеющих разные интересы, он различен. «Когда читающий «наполняет» текст представлениями, выуженными из собственного жизненного опыта, то, естественно, у него создается картина, удивительно отвечающая его интересам. И читатель начинает усматривать в тексте проблемы, волнующие лично его (эффект задушевного чтения). Но, конечно, этого еще недостаточно, чтобы чтение стало объемным, то есть художественным, духовно обогащающим.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Совершенствование орфографиче­ской грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учите­лями. В русском письме главным раз­делом, который определяет ведущий принцип орфографии, является пере­дача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство пра ...

Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аб ...

Художественные произведения в курсе преподавания психологии
Освоение психологией произведений искусства в качестве дидактического материала прошло несколько периодов. Вспомним, например, учебники психологии для школы, изданные в 50-х годах XX века, где авторы обильно цитируют литературные произведения и имеются вклейки -репродукции картин, ссылки на художес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru