Деловые игры характеризуются следующими основными признаками; наличием участников игры (обучаемых), у которых общая задача - анализ обстановки, и принятием решений в соответствии с назначенной каждому должностью (ролью); наличием руководителя игры, который должен выдавать информацию об обстановке, анализировать решение участников игры и корректировать ее; созданием определенных условий для анализа обстановки и принятия решений обучаемыми; созданием неопределенной, а в ряде случаев конфликтной ситуации; невозможностью полной формализации ситуации; динамичностью изменения обстановки и наличием обратной связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, связанными с изменением обстановки.
Учебно-деловые игры организуются на следующих принципиальных положениях: имитационное моделирование; проблемность; совместная деятельность; диалогичность; двухпланетность.
Деловая игра нами понимается как важнейшее средство, метод, форма, способ максимально возможного приближения к будущей профессиональной деятельности специалиста; это учебно-практическая имитационно-подготовительная деятельность будущих специалистов, являющаяся этапом перехода от игровой деятельности к практической. Дидактическая игра представляет собой универсальный технологический инструмент организации учебно-практической деятельности будущих учителей, позволяющий снизить уровень психофизиологического перенапряжения реализацией процесса на соответствующем эмоциональном фоне деятельности его участников. Игровая деятельность, состоящая из игровых действий, составляющих в комплексах определенные функции, может определятся и как действенная, профессиональная подготовка человека к труду. Характерной чертой деловой игры является их комплексность и полуфункциональность. Комплексная дидактическая учебная игра (КУДИ), на наш взгляд, может стать тем технологическим средством, которое реализует цели и задачи профессиональной подготовки будущих учителей в условиях учебнопрактической их деятельности в педагогическом ВУЗе. Место профессиональной подготовки в общей структурной модели деятельности специалиста может быть условно отображено на следующей схеме:
Большое число исследователей рассматривают деловые игры в плане направленности процедуры их реализации. Как правило, авторы публикаций предлагают 3 этапа осуществления игрового процесса
I этап - подготовительный, информационный, теории деловой игры, "блок сообщений", на котором: проверяется теоретическая готовность студентов к занятию, введение, изучение ситуации, правил игры, распределение ролей и уяснение позиций и организация играющих (выбор темы, назначение участников, выбор формы проведения, выбор места проведения, определение педагогических задач).
II этап - игровой, производственный, знакомства с игрой, "блок обсуждений", на котором: выполняется ряд тренировочных заданий, собственно игровой процесс, проводится деловая игра, микро преподавание.
III этап - заключительный, на котором проводится коллективный анализ игры, подводятся итоги игры, разбираются оптимальные варианты с общей дискуссией, обсуждается роль преподавателя в проведении игры.
Информация о ообразовании:
Методы подготовки к единому
государственному экзамену по истории
В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления. Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история являются профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих предметов дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подгот ...
Структура подготовки специалистов
Изменение структуры подготовки специалистов и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема. Согласно приложения № 1 к лицензии А № 327053 от 24.08.2009, в училище на момент проведения самообследования ведется подготовка по 7 профессиональным образовательным программам: 22.2. " Ма ...
Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в
изобразительном творчестве
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержа ...