Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственных представлений младшего школьника на уроках математики

Подробно о педагогике » Цели и методы формирования пространственных представлений в системе обучения математике в начальной школе » Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственных представлений младшего школьника на уроках математики

Страница 2

Общая характеристика методики

Методика диагностики особенностей пространственного мышления и графических умений детей 6–8 лет включает 15 заданий комплексного характера. Все задания строятся на основе деятельности по оперированию графической информацией, как в плане реальных практических действий, так и во внутреннем, мысленном плане. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерными), так и объемными (трехмерными) объектами и их изображениями.

Каждое задание предполагает решение двух типов исследовательских задач: на выявление особенностей пространственных представлений и на выявление особенностей графических умений детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Оценивание результата ведется по каждому типу задач отдельно.

Задания предлагаются детям в игровой форме, при этом диагностическая задача реализуется через игровую. Все задания объединяются общим сюжетом.

При выполнении заданий предусматривается смена видов деятельности, чтение графических изображений чередуется с деятельностью по созданию и преобразованию графических изображений.

При разработке заданий и критериев уровней развития использованы идеи методик И.С. Якиманской, И.Я. Каплунович, А.Э. Симановского, А.И. Савенкова.

Программа диагностики

Объекты

Пространственное расположение

Геометрические фигуры

Основная задача

Графические умения

1

Изображения геометрических фигур – плоских и объемных

Фигуры расположены в ряд, некоторые фигуры повернуты относительно привычного расположения на изображениях

Квадрат Треугольник

Овал

Куб Прямоугольник

Ромб Шестиугольник

Определение и название формы

Чтение графического изображения

2

Изображения геометрических фигур плоских и объемных

Отношения слева от, справа от

Треугольник, куб, четырехугольник, квадрат, прямоугольник.

Определение расположения, обобщение по форме, классификация

Чтение графического изображения

3

Изображения плоских геометрических фигур

Фигуры в ряд

Треугольник

Овал

Шестиугольник Многоугольник

Обобщение по форме, классификация

Чтение графического изображения

4

Изображения геометрических фигур плоских и объемных

Фигуры в ряд

Квадрат Треугольник

Овал

Куб Прямоугольник

Ромб Шестиугольник

Обобщение по форме, классификация

Чтение графического изображения

5

Образы геометрических фигур

Отношения справа, выше, ниже, между, под

Круг

Квадрат Треугольник

Овал

Прямоугольник

Пятиугольник

Изображение геометрических фигур в заданных пространственных отношениях

Построение графического изображения (от руки или с помощью графических инструментов)

6

Образы геометрических фигур и их изображения

Квадрат и его части: квадраты, прямоугольники, треугольники

Расчленение образа фигуры на части, их определение, называние и изображение

Построение графического изображения, графическое деление на части

7

Изображения плоских геометрических фигур

Поворотная симметрия по часовой стрелке

Круги, разделенные на 4 сектора, окрашенных по-разному

Выделение закономерности, выбор фигуры и ее изображение

Чтение графического изображения, построение по образцу

8

Образ фигуры в пространстве и на плоскости, изображение фигуры

Зеркальная симметрия (вертикальная ось)

Прямоугольник

Квадрат Четырехугольник

Создание образа по его половине (на основе принципа симметрии), определение и называние формы, ее изображение

Построение графического изображения созданного образа (от руки или с помощью графических инструментов)

9

Образ фигуры в пространстве и на плоскости, изображение фигуры

Зеркальная симметрия (вертикальная и горизонтальная оси)

Треугольник Квадрат

Ромб Четырехугольник

Создание образа по его четверти (на основе принципа симметрии), определение и называние формы, ее изображение

Построение графического изображения созданного образа (от руки или с помощью графических инструментов)

10

Изображение (чертеж), в составе которого несколько геометрических фигур

Отношения: «внутри», «снаружи», «рядом», «около»

Четырехугольник

Квадрат Прямоугольник

Трапеция

Выделение на чертеже фигур заданной обобщенной формы, определение их числа

Чтение графического изображения по заданному условию

11

Изображение (чертеж), в составе которого несколько геометрических фигур разного размера

Отношения: «внутри», «снаружи», «рядом», «около»

Треугольник Четырехугольник

Выделение на чертеже заданного количества фигур

Чтение графического изображения по заданному условию

12

Реальный трехмерный объект (геометрическое тело), его изображение (чертеж в трех видах)

Направления: «сверху», «снизу», «справа», «слева», «спереди», «сзади», «горизонтально», «вертикально», «наклонно»

Прямоугольный параллелепипед, прямоугольник, линия

Соотнесение объекта с его изображением, штриховка в заданном направлении

Чтение графического изображения, построение линий штриховки

13

Изображения трехмерного объекта (конструкции из двух геометрических тел): наглядное изображение, чертеж в трех видах

Направления: «сверху», «спереди», «сбоку»

Куб

Пирамида четырехугольная

Конус

Квадрат Треугольник Круг

Установление соответствия между чертежом и наглядным изображением объекта

Чтение графического изображения, создание изображения по образцу

14

Изображения плоских геометрических фигур в трехмерном пространстве

Отношения: «сверху», «снизу», «под»

Треугольник Квадрат

Овал

Перевод контурного изображения фигур из двухмерного пространства в трехмерное, раскрашивание по условию

Чтение и преобразование графического изображения

15

Изображение плоского объекта (бордюр)

Направления: «вверх», «вниз», «влево», «вправо» переносная симметрия

Линия

Клетка

Построение бордюра на клетчатой бумаге по условию, его продолжение (на основе принципа переносной симметрии)

Создание графического изображения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Реализация педагогической модели формирования экономического мышления в опытно-экспериментальной работе
экономический школьник мышление педагогический Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен. Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И даже если вопросы эконом ...

Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении, в том числе в области физического воспитания педагогу принадлежит первостепенная роль. Именно под его влиянием, благодаря его вдохновению и знаниям в области физической культуры у детей формируется интерес к физическим упражнениям. Образ ...

Роль педагога в воспитательном процессе
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформу ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru