Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Структуру музыкальности представляют:

1. Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. В нем обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство - это не только различение общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, "прочувствованное восприятие". Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха.

2. Музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется

слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха". Активное запоминание слуховых представлений - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным.

3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Переживание ритма и восприятие музыки - это активный процесс. "Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает…"Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс"

Понятие музыкальность не исчерпывается названными тремя основными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и т.д.

Рассмотрим таблицу 1.1 о развитии музыкальности, и проследим ее развитие в разных видах деятельности.

Таблица 1.1.

Развитие музыкальности в разных видах деятельности

Вопрос о структуре музыкальности остается дискуссионным. Предложено много различных систем, которые, как правило, не являются результатами исследований, специально направленных на решение этой проблемы. Ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные (о метафизичности и условности которого говорили С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплов) привело к тому, что специальные музыкальные способности были сведены фактически к "обслуживающим" восприятие и воспроизведение элементов формы музыкального произведения. Восприятие и воспроизведение, осознание и интерпретация главного - содержание музыкального образа - связывались только с общими способностями и выносились, таким образом, за рамки музыкальности.

С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев отмечали, что специальные способности становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действия общих способностей. Б.М. Теплов писал: "Метафизический разрыв между понятиями общей и специальной одаренности рассматривается до предела абстрактно, как общее без особенного, но и в том, что из понятия специальная одаренность, в свою очередь, тщательно изгоняются все общие признаки". Я думаю, что более точно было бы говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности, или - еще точнее - о более общих, более специальных моментах".

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Разработка урока
Изучая учебную программу, преподаватель внимательно анализирует каждую тему, что дает возможность четко определить содержание обучения, установить межпредметные связи. На основе учебной программы составляется календарно-тематический план и уже на основе календарно-тематического плана составляется п ...

Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник
При разработке методики формирующего эксперимента учитывалось, что для полноценного развития координации движения руки должны быть интегрированы вместе различные факторы, влияющие на данный вид моторики. Кроме того, мы ставили целью общее развитие детей, поэтому большое внимание изначально уделялос ...

Реализация музейно-педагогических программ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ
Традиции работы с детьми на основе музейных коллекций существуют во всем мире. Это, как правило, ведущее направление в деятельности музеев, как отечественных, так и зарубежных. Привлечение детей - важный аспект выполнения музеем поставленных целей. Отсюда и острая необходимость в организации прямог ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru