Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства.
Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Структуру музыкальности представляют:
1. Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. В нем обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство - это не только различение общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, "прочувствованное восприятие". Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха.
2. Музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется
слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха". Активное запоминание слуховых представлений - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным.
3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Переживание ритма и восприятие музыки - это активный процесс. "Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает…"Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс"
Понятие музыкальность не исчерпывается названными тремя основными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и т.д.
Рассмотрим таблицу 1.1 о развитии музыкальности, и проследим ее развитие в разных видах деятельности.
Таблица 1.1.
![]() |
Вопрос о структуре музыкальности остается дискуссионным. Предложено много различных систем, которые, как правило, не являются результатами исследований, специально направленных на решение этой проблемы. Ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные (о метафизичности и условности которого говорили С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплов) привело к тому, что специальные музыкальные способности были сведены фактически к "обслуживающим" восприятие и воспроизведение элементов формы музыкального произведения. Восприятие и воспроизведение, осознание и интерпретация главного - содержание музыкального образа - связывались только с общими способностями и выносились, таким образом, за рамки музыкальности.
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев отмечали, что специальные способности становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действия общих способностей. Б.М. Теплов писал: "Метафизический разрыв между понятиями общей и специальной одаренности рассматривается до предела абстрактно, как общее без особенного, но и в том, что из понятия специальная одаренность, в свою очередь, тщательно изгоняются все общие признаки". Я думаю, что более точно было бы говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности, или - еще точнее - о более общих, более специальных моментах".
Информация о ообразовании:
Художественные произведения в курсе преподавания психологии
Освоение психологией произведений искусства в качестве дидактического материала прошло несколько периодов. Вспомним, например, учебники психологии для школы, изданные в 50-х годах XX века, где авторы обильно цитируют литературные произведения и имеются вклейки -репродукции картин, ссылки на художес ...
Принципы управления
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления люб ...
Особенности формирования у младших школьников потребностей в здоровом
образе жизни
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общес ...