Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Процесс развития музыкальности у детей осуществляется не автоматически, а под влиянием воспитания и обучения. Ведь усвоение детьми одинакового возраста аналогичного содержания не всех их приводит к одинаковому уровню сформированности и развития музыкальности. Существуют различные причины возникновения новых способностей, склонностей, интересов. Порой эти явления, возникнув, отмирают, и на основе их появляются новые. Но старое не просто механически присоединяется к новому, а новое преобразуется соответственно с теми природными данными, которыми отличается конкретный ребенок. Развитие происходит как замена старого новым. Предполагается, что ребенок, основываясь на накопленном опыте и предшествующем сформированном уровне развития способностей, сам также активно участвует в процессе развития. Таким образом, музыкальное развитие должно рассматриваться как качественные изменения психических процессов, вызываемые внутренними закономерностями музыкальных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни (социальная среда).

В своих работах А.Н. Леонтьев отмечает, что "при изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только пи таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задатков, которыми он обладает".

Опыт, накопленный человечеством, выступает перед ребенком вначале в форме предметов, явлений, которые воспринимаются им с помощью первой сигнальной системы. Чтобы ребенок понял их специфические качества, он должен осуществить определенную мыслительную деятельность. Но пока он ею еще не владеет, поэтому взрослый должен придать действиям ребенка внешнюю форму. Постепенно внешние действия преобразуются во внутренние (происходит процесс интериоризации), и становятся собственность ребенка.

Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий гласит о том, что переход от внешних к внутренним действиям, которые дают возможность успешнее формировать психические процессы, происходит последовательно.

Эти положения обосновывают пути развития музыкальности у детей и в частности формирования у них музыкальных представлений.

Большое значение в данном вопросе имеют положения, сформированные А.В. Запорожцем относительно сенсорного развития ребенка. Он выдвигает следующие положения, основываясь при этом на рефлекторной теории И.П. Павлова:

1. Первое положение объясняет движущие причины сенсорного развития и роль воспитания в этом процессе. Автор полагает, что у ребенка имеются органические предпосылки, анатомо-физиологические особенности анализаторных систем, которые в известной степени влияют на качество восприятия. Но главный путь сенсорного развития А.В. Запорожец определяет как формирование новых, не существующих ранее у ребенка сенсорных процессов и свойств, под влиянием воспитания. Для этого важно овладение ребенком способами обследование вещей (в нашем случае это способы вслушивания в музыку), и сопоставление их с общественно выработанными системами сенсорных эталонов (например: общепринятый звукоряд).

2. Второе положение гласит о том, что основываясь на данных физиологических и психологических исследований автор делает вывод: "…ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями".

Б.М. Теплов вопрос о соотношении врожденных музыкальных способностей и роли внешних воздействий в исследовании "Психология музыкальных способностей" решает следующим образом: врожденными являются лишь задатки, а не музыкальные способности, которые развиваются на основе первых. Развитие же осуществляется на основе воспитания и обучения. "Способность, не развивающаяся, не воспитуемая, не поддающаяся упражнению, - это сочетание слов, лишенное смысла. Способность не существует иначе как в движении, в развитии" "Музыкальность человека зависит от его врожденных, индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения" .

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Эффективность разработанной методики
В апреле месяце нами был проведен контрольный эксперимент для оценки результативности проведенной работы. Диагностика проводилась в контрольной и экспериментальной группе. Методика диагностики такая же, как в констатирующем эксперименте. На контрольном эксперименте были поставлены задачи: Выявить у ...

Учебные викторины
Одной из нетрадиционных форм обучения является учебная викторина. Она нацеливает учащихся на интерес к математике, развивает их умственные способности, заставляет их мыслить нетрадиционно. Рассмотрим несколько примеров проведения математических викторин в 11 и 5 классах. Математическая викторина 5 ...

Основные пути развития социальной компетентности школьников
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образован ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru