Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки

Подробно о педагогике » Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования » Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки

Страница 3

На уроке учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, который они могут играть и петь. На его основе дети последовательно знакомятся со ступенями мажора, минора и их характерными интонациями.

Первые песни и пьесы должны отличаться яркой образностью и в то же время ясностью и простотой интонаций, небольшим звуковым диапазоном. Они строятся на чередовании и повторах V и III или V и VI ступеней мажора. Далее можно включать произведения, способствующие закреплению у учащихся представлений об отдельных фрагментах лада. Их мелодиям свойственна поступенность и движение по устойчивым звукам.

Сущность ладового развития заключается в том, чтобы дети на собственной практике убедились и почувствовали, что любая мелодия состоит из совокупности ладовых интонаций. Формированию этих представлений способствует игра на детских музыкальных инструментах. Она сосредотачивает внимание ребенка на ладовом значении звуков мелодии. Это происходит благодаря: а) конструкции звуковысотных инструментов; б) принципу построения каждого произведения и всего материала в целом; в) используемым методам. Последние должны быть направлены на то, чтобы учащиеся не только слышали характерные ладовые соотношения, играли, стремились чисто интонировать, но и использовали их в своем, пусть пока примитивном, творчестве.

На музыкальном материале учащиеся знакомятся с конкретным элементом лада. Первые представления об интонации мажора, минора дети приобретают в процессе восприятия, пения и слухового анализа мелодии песни. Как только они смогут ее узнать в нотной записи или по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть ее на звуковысотных инструментах. На первом этапе используется прием игры мелодии на полном звукоряде инструмента, так как "музыкальная лестница" металлофонов и ксилофонов способствует формированию представлений о соотношении ладовых ступеней, на которых она построена. По результатам таких заданий учитель может судить о развитии слуха у детей, особенно у непоющих. В период закрепления музыкально-слуховых представлений роль звуковысотных инструментов состоит в том, чтобы активизировать и направить внимание учащихся на слуховое запоминание ячеек лада, на анализ высотных соотношений.

При этом рекомендуется игра на ограниченном количестве пластин: на инструменте остаются лишь те, которые необходимы для исполнения данной мелодии. Такой прием активизирует внутренний слух ребят, помогает сконцентрировать их внимание на ощущении ладовых соотношений, а не тратить силы на поиск нужных пластинок среди полного звукоряда.

Говоря о педагогической ценности творческих заданий, отметим, что наиболее целесообразная форма постановки их перед ребятами связана с игровой ситуацией, так как творческие возможности детей гораздо полнее раскрываются в непринужденной обстановке, увлекательной для первоклассников ситуации.

Развитие чувства ритма в процессе элементарного музицирования

Чувство ритма особенно трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей ("та", "ти"; "бег", "шаг").

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство учащихся. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, "пропускают" его через себя.

Для развития ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от "живой" музыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последовательного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные детям инструментально-песенные миниатюры, пьесы, инструментовки произведений для слушания музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности школьника на уроке музыки
Понятие духовность рассматривается в научной литературе как высший уровень развития личности, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; а так же как важнейший ресурс, позволяющий ...

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздни ...

Глобальная сеть Интернет – одно из новых направлений методики обучения иностранным языкам
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Испол ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru