Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки

Подробно о педагогике » Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования » Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки

Страница 5

Как только учащиеся усвоят и начнут различать долгие и короткие звуки, можно переходить к исполнению сопровождений, построенных на различном ритмическом движении. Группе ребят предлагается сопровождать пение товарищей равномерной пульсацией метрических долей, в то время как ритмическое, движение мелодии песни строится на длительностях, которые вдвое длиннее или короче. Если инструментальная партия дублирует ритмический рисунок песни, то учащиеся могут одновременно петь и играть.

Закрепив представления первоклассников о ритмическом движении мелодии песни, пульсации долей в музыке и познакомив их с этими терминами, можно предложить им самостоятельно пользоваться ими при анализе партий в партитурах песен-миниатюр, при выборе сопровождения к пьесам для слушания, к произведениям вокально-хорового репертуара.

В работе с инструментальными партитурами дети со слов учителя, по слуху или с помощью ритмической записи знакомятся с построением партий. Затем класс делится на группы играющих и поющих, которые меняются ролями при повторном исполнении произведения; ритмические мотивы вступлений к песням ребята осваивают предварительно.

Развитие чувства музыкальной формы в процессе элементарного музицирования

Специальные педагогические исследования показали, что чувство музыкальной формы (чувство целого) наиболее активно формируется у детей в инструментальном сотворчестве.

Развитие у учащихся чувства музыкальной формы в процессе игры на простейших инструментах целесообразно строить на основе наблюдений за развитием элементов музыкального языка в микроформе. В работе учителю нужно широко использовать такие средства, как ритмическую; нотную запись, игру на звуковысотных и ритмических инструментах, специально подобранные небольшие песенки, которые дети могут легко петь и играть; пьесы, предназначенные для совместного исполнения детей и педагога; партитуры разнообразного музыкального материала к уроку, составленные с учетом конкретных задач и имеющегося у детей музыкального опыта; графические изображения музыкальных форм (с помощью больших и маленьких геометрических фигур).

Огромная роль в развитии чувства формы принадлежит инструментально-творческим заданиям, разработанным в виде игр, сказок, рассказов. Они должны быть многогранными по своей направленности: а) способствовать формированию и закреплению элементарных представлений об основных принципах музыкального развития (повторяемость, контрастное сопоставление, вариационность); б) помочь ребятам в определении признаков смены частей в музыкальной форме; в) обеспечивать усвоение музыкальной формы (куплетной, одночастной, простой двух-, тречастной, рондо, вариаций); г) способствовать осознанию развития музыкального образа, устанавливая ассоциативные связи между строением знакомых сказок, историй, стихотворных текстов и музыкальной формой.

По простейшим образцам ребята с помощью учителя могут придумывать свои сочинения.

В методических рекомендациях по развитию чувства лада и ритма показано, что в работе с одним и тем же произведением у учащихся можно формировать целый ряд представлений, навыков и умений. Говоря о развитии чувства формы, подчеркнем, что оно основывается на имеющихся у ребят навыках оперирования конкретными ритмическими и ладовыми представлениями и в то же время способствует их более глубокому усвоению и обогащению. На первых занятиях все стороны музыкальности развиваются на одних и тех же упражнениях, пьесах.

Для развития у детей чувства формы на начальном этапе музыкального воспитания в качестве исходного дидактического материала рекомендуется предлагать инструментально-песенные миниатюры, пьесы и ритмические партитуры к произведениям для слушания.

Развитие чувства музыкальной формы осуществляется в определенной последовательности.

1. Развитие у учащихся наблюдательности в процессе игры на ритмических и звуковысотных инструментах. Так, в игре "Эхо", где "зов" исполняет учитель, а "эхо" - дети, структура полученной фразы записывается на доске с помощью двух маленьких геометрических фигур разного цвета.

2. Активизация внимания, памяти, наблюдательности в игре "Перестановка мотива". Сначала перестановка мотива осуществляется с помощью ритмической записи, а затем по памяти. Структуру получившейся фразы (исходная интонация и ее перестановка) следует изобразить на лоске двумя одинаковыми маленькими геометрическими фигурами, разными по цвету.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Развитие пространственных представлений учащихся в курсе математики начальной школы
пространственный младший школьник математика Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущен ...

Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни
Современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность профессиональной творческой деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья ка ...

Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков
В течение учебного года через систему классных часов и факультативных занятий проводилась специально организованная групповая работа, в процессе которой пополнялись представления участников о современных концепциях здоровья и здорового образа жизни. Основной задачей было создание социально-педагоги ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru