Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки

Подробно о педагогике » Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования » Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки

Страница 4

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально-слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Инструментальное сопровождение необходимо приспосабливать к возможностям детей. Партитуры можно упрощать или, наоборот, усложнять, а также предлагать их в качестве примера для составления подобного ритмического сопровождения к другим произведениям. Кроме того, они могут служить образцами в творческих заданиях.

Для последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются небольшие и несложные по форме произведения, освоенные учащимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания.

Развитие чувства ритма идет параллельно в нескольких направлениях. Одно дает детям понимание соотношения различных длительностей. Другое - обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание - развитие внутреннего ритмического слуха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвертое способствует формированию представления об эмоциональной сущности ритма усиливаются своеобразием звучания инструментов (их окраской), для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного образа, например тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности ритмического сопровождения необходим и анализ произведений (выявление его характера и средств музыкальной выразительности).

Активизация музыкально-ритмического чувства учащихся осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и наблюдаемыми жизненными явлениями.

Начинать развивать музыкально-ритмическое чувство рекомендуется с заданий, выполняя которые, дети должны передать на ритмических инструментах равномерную пульсации. метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом. Выполнению такого задания способствуют движения под музыку, проведение аналогий между пульсацией сильных и слабых долейв музыке и биением человеческого сердца. Варианты необходимых пояснений разнообразны. Например, полезно напомнить ребятам, что нечеткие удары пульса человека говорят врачу о болезни пациента. О музыке нельзя сказать, что она нездорова, однако исполнение ее с нарушением ритма изменяет характер произведения и делает, например, музыку польки неудобной для танца, а музыку марша - для строевого движения.

Первые задания, в ходе которых дети должны ощутить пульсацию, строятся на основе произведений, имеющих одинаковый темп. Затем в работу следует включать пьесы с контрастными темпами. Ощущение различных скоростей движения долей в собственном исполнении активизирует у учащихся музыкально-ритмическое чувство, помогает им уяснить изобразительность, выразительность ритма в музыке. При выполнении таких заданий школьникам предлагается выбирать инструменты для сопровождения каждого произведения, чтобы ярче передать художественный образ с помощью определенного тембра.

Следующий этап развития чувства ритма в инструментальной деятельности детей - различение чередования сильных и слабых долей. Задания, направленные формирование представлений о различной тяжести долей, чередовании сильных и слабых долей даются на хорошо знакомых учащимся песенках или попевках, где смысловые акценты совпадают с сильной долей каждого такта. Как только ребята смогут точно воспроизвести на инструментах чередование сильных и слабых долей, следует предложить им "записать" всю работу "пульса" песни, написанной в двухдольном размере. Выделяя сильные удары чертой перед ними, ребята получают представление о записи метра, тактовой черте и размере. Для закрепления этих представлений можно предложить ученикам найти ошибку, преднамеренно допущенную учителем в записи "пульса" в известной им песенной миниатюре.

Параллельно с развитием у учащихся ощущения метрической пульсации в музыке происходит усвоение ими ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц - и или и. Благодаря этому дети будут легко воспринимать и сознательно воспроизводить соотношения длительностей, играя ритмические вступления и сопровождения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Специфика контроля знаний студентов в дизайн-образовании
В основе учебного процесса студентов творческих специальностей всегда лежит созидательность, что позволяет говорить о нем как деятельностном процессе, который учитывает индивидуальные особенности личности. Важную роль в этом процессе отводится деятельности преподавателя, который должен обладать кон ...

Психологические особенности учащихся старшей школы
Возраст юности - один из сложных, наиболее важных и ответственных в плане формирования личности периодов. Это период между подростковым возрастом и взрослостью, в ходе которого должна обеспечиваться возможность вхождения во взрослую жизнь. Самая важная психологическая характеристика старшеклассника ...

Методика работы по билингвальным программам
преподавание билингвальный иностранный обучение Среди многообразия обучающих методик особое место занимают специализированные школы, в которых иностранные языки, как правило, английский, французский, немецкий преподаются по углубленной программе со второго класса. В некоторых школах ведется препода ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru