Содержание понятия социализация

Страница 1

Понятие "социализация" стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется в самых разнообразных смыслах, вплоть до полной потери своего собственного и обозначения смысла, прямо противоположного.

Так, например, в работе Л.Н.Рыбаковой мы встречаем характерную фразу: "Включение в употребление наркотиков можно рассматривать как социализацию относительно норм девиантного поведения, как результат обучения". Другой автор присоединяется к этому и пишет: Проведенное исследование не только подтверждает такую точку зрения, но и позволяет понять и описать, как начинается и как происходит такое обучение в современных условиях". Здесь смешиваются понятия социализации и обучения, социализации и адаптации (приспособления). И потому появляется парадоксальная фраза про "социализацию относительно норм девиантного поведения".

Еще пример В.И.Чупров пишет, что сегодня преемственность между родительским поколением и молодежью "по большинству параметров прервана, и потому нынешние молодые люди поставлены перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта старших поколений:", кроме того, происходит расширение "контакта молодежи с новыми социальными посредниками, такими, как нетрадиционные формы наемного труда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, малый бизнес. Это отражается в изменении механизмов социализации молодежи". Здесь мы видим применение термина "социализация" в смысле приспособления ко всему, что происходит в обществе, ко всяким нормам и ценностям, в том числе к аморальным и неправовым.

Почему происходит расширение содержания понятия "социализация"? Причин несколько, среди которых не последнюю роль играет отсутствие у понятия "социализация" парной (полярной) категории. Категориальной парой для социализации могла бы стать "девиация". Это позволило бы ограничить основное содержание не только понятия социализации, но и девиации, которое также в этом нуждается.

Тот факт, что даже социологи "попадаются на удочку", некорректно используя понятие социализации, говорит о серьезности обозначенной научной проблемы. Рассмотрение практики использования понятия социализация в социологической, педагогической, философской и др. Научной литературе позволяет открыть панораму смыслов этого ключевого социологического понятия.

Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе" . Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Определения понятия социализации, кроме процесса обретения социальной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции личность и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы.

Социализация и "девиация" - полярные категории. Таким спасительным маяком нам представляется противопоставление социализации и девиации. Нельзя допускать их смешения. К сожалению, тенденция к такому смешению, как мы видели, существует. Выход из такой понятийной путаницы в принципиальном, на наш взгляд, уточнении понятия социализация как процесса, необходимо включающего освоение человеком прежде всего норм морали и права данного общества. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм. На этом месте сделаем переход от рассуждений о социализации как процессе к пониманию социализации как результата.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Как писать резюме
Закончив университет, перед вами встанет очень важный и сложный вопрос: как устроиться на работу? Современные рекрутинговые компании (компании занимающиеся подбором персонала для различных организаций) обязательно потребую от вас предоставления резюме. Таким образом, вашей главной задачей становитс ...

Исторические особенности и этапы развития общественного дошкольного воспитания в Крыму
Особенностью развития украинской истории дошкольного воспитания и, соответственно, становления теории и практики дошкольного воспитания в Крыму является то, что проблема формировалась не в сфере специфического национального ареала, а через опыт и ценности традиций других культур, а именно дошкольно ...

Формировании у младших школьников навыков здорового образа жизни
Дневник здоровья ученика начальной школы "Если хочешь быть здоров!", является также средством формирования и развития у младших школьников мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья, культуры здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни, воспитания сознательного самок ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru