Содержание понятия социализация

Страница 3

Академик В.Н.Кудрявцев и д.ю.н. В.С.Нерсеянц в книге "Социальные отклонения" рассматривают социальные отклонения по трем основным направлениям: 1) отклонения от общепринятых норм морали; 2) отклонения от нравственного идеала; 3) отклонения от других социальных норм. Авторы приходят к заключению, что если отклонение от общепринятых норм при соблюдении нравственного идеала "опережает" современность по своим моральным достоинствам, то соблюдение общепринятых норм при отходе от идеальных "не может получить нравственного одобрения". В обоих случаях имеет место отсталость обыденного морального сознания. При оценке действий субъекта важна их социальная направленность и нравственный смысл. Поскольку моральные нормы - это в первую очередь нормы внутренней оценки субъектом своих и чужих поступков, постольку основной причиной моральных деформаций "служат негативные изменения личности". Неоднородность общепринятых норм, отставание их от нравственных идеалов служит одним из источников девиантного поведения, поскольку впитывается человеком в процессе социализации. Поэтому, чем большее внимание в процессе воспитания уделяется нравственным идеалам, тем лучше для общества и для нравственного состояния человека.

Некоторые авторы утверждают, что понятие "социальное отклонение" (девиация) распространяется и на полезные поступки, в частности, на новаторство, социальное творчество. При этом, очевидно, авторы исходят из одностороннего представления о норме как об обычном, привычном, "среднем" образе действий, т. е. Рассматривают норму просто как среднестатистическую характеристику поведения или же, как устаревшее явление, которое становится тормозом общественного прогресса. Поэтому заслуживает особого внимания оценка степени полезности или вредности социального отклонения. Вопрос ставят так: во всех ли случаях социальные отклонения вредны или они могут быть и социально полезны?

Теоретически сама идея "отклонения", казалось бы, предполагает симметрию: норма - нечто постоянное, "среднее", типичное; отклонения от нее могут быть как негативными (о чем обычно идет речь), так и позитивными. Однако говорить о позитивных отклонениях возможно только в тех случаях, когда норма устанавливает обе границы поведения, условно говоря "верхнюю" и "нижнюю". В сфере права это обычно нормы императивные - обязывающие и запрещающие. Если же социальная норма никаких "верхних" пределов не устанавливает (а подчас даже специально акцентирует внимание на данном обстоятельстве), то ясно: "превышение" подобной нормы вовсе не является отступлением (отклонением) от нее. Таково, например, принятие и выполнение повышенных производственных, договорных обязательств. Новаторство или творчество вовсе не нарушают прогрессивных норм - ни правовых, ни нравственных. Ни право, ни мораль не только не запрещают инициативы, актов социального творчества, но и поощряют их. Общественная активность людей - явление, развитию которого способствуют многие социальные институты и, прежде всего, система образования.

Социализация - фактор стабилизации общества. Можно выделить две основные функции социализации. Первая: всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир - отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости.

Вторая функция: социализация - один из факторов нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений. Кризис, нарушение общественного воспроизводства проявляется в деформации социальной структуры в целом и социального поведения действующих личностей.

Социализация основана на передаче (трансляции) социального (культурного) опыта от одного поколения другому и его усвоении (освоении). Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры. Процесс социализации, во-первых, - одно из условий сохранения и развития социальной культуры; во-вторых, - способ предупреждения и преодоления неизбежных конфликтов между личностным и социальным: чтобы потребности личности удовлетворялись не во вред обществу, а интересы общества - не за счет подавления прав и свобод личности.

Социализация - не пассивное усвоение "культурной программы". В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Социализация - не односторонний процесс трансляции. Его результат зависит от восприимчивости людей, их активного, деятельного участия в жизни общества. Видимо, это и побуждает педагогов воспользоваться термином "социализация" вместо "воспитание". Здесь не место для дискуссий, однако, заметим еще раз, что при всей "похожести" этих процессов терминологическую замену делать не следует.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия
В.Н. Коэма считает, что среди основных принципов преподавания наглядность занимает одно из важных мест. Наглядность как способ эффективного влияния на аудиторию имеет методический характер, и её можно рассматривать применительно к преподавателю высшей школы. Наглядность усиливает эмоциональное возд ...

Диалог
"Диалогические отношения…это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогическ ...

Воспитание личности ребёнка средствами изобразительного искусства
Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством начиная с младшего возраста определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомя ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru