Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности школьника на уроке музыки

Подробно о педагогике » Духовное развитие школьников на уроках музыки » Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности школьника на уроке музыки

Страница 1

Понятие духовность рассматривается в научной литературе как высший уровень развития личности, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; а так же как важнейший ресурс, позволяющий человеку организовать свои действия и поведение в соответствии со своей системой ценностных ориентаций и выстраивать позитивные взаимоотношения с обществом, другими людьми и с самим собой на высоком уровне морали и нравственности .

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система идеалов, норм, духовных ценностей, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.

Под духовной культурой личности следует понимать систему личностно значимых свойств и качеств, связанных с ориентацией личности на духовные ценности человечества, такие, как мировоззренческо – философские или смысложизненные ценности (жизнь, смерть, вечность время, прошлое, настоящее, будущее, судьба, память, гуманизм, творчество, свобода и др.), нравственные ценности (добр, зло, человечность, милосердие, справедливость, достоинство, верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность, дружба, любовь и др.), эстетические ценности (гармония, красота, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).

В нашем исследовании мы определяем духовную культуру школьника как значимое качество личности, формирующееся и развивающееся в процессе художественного общения с духовными ценностями, заключенными в произведениях музыкального искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии.

В рамках нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГУО «Начальная школа №65 г. Гомеля» в 4 классе. С целью выявления духовного развития детей нами был проведен урок на тему «Музыка церкви и костела. Библейские сюжеты».

Данный урок выстроен на методе пространственно-временных аналогий и взаимодействия различных видов искусств. Используя прием сопоставления музыки и эпохи, рассматривается музыкальный материал от средневековья до наших дней, анализируется и сравнивается между собой.

Используемые источники: Библия, СД диск «Святые лики», СД диск «Лувр» (интерактивная энциклопедия на русском языке), СД диск «Большая художественная энциклопедия», СД диск «Музеи Европы», СД диск «Земле русская» (песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии), СД диск «Органная музыка И.С. Баха», СД диск «Энциклопедия классической музыки», аудиозапись лучших произведений Луи Армстронга.

На первом этапе эксперимента мы выявляли исходный уровень духовной культуры школьников. Диагностика проводилась в экспериментальной и контрольной группах. На основании анализа содержательной характеристики духовной культуры личности мы определили показатели сформированности исследуемого качества, согласно ранее выделенным компонентам духовной культуры (таблица 1).

Таблица 1. Компоненты и показатели оценки уровня развития духовной культуры школьников

Компоненты духовной культуры личности школьника

Показатели оценки уровня развития духовной культуры школьника

Когнитивный

Представление о духовных ценностях человеческой культуры; знание произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры; знание позитивных примеров и образцов действий и поступков из жизни великих людей (композиторов, исполнителей), соответствующих идеалам мировоззренческих, нравственных и эстетических ценностей

Ценностный

Сформированная система духовных ценностей, толерантность, признание ценности другого человека; умение сочувствовать и сопереживать другому; умение чувствовать единство с миром и ответственность за него

Поведенческий

Степень активности и заинтересованности школьника в полноценном общении с музыкальным искусством во всем многообразии видов, жанров и форм; самостоятельном использовании и приобретении знаний, мнений, позиций, идей в процессе музыкальной деятельности; стремление заниматься самостоятельной музыкально-творческой деятельностью; умение общаться с произведениями музыкального искусства

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного процесса
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях. Интерес, ...

Цели и методы формирования пространственных представлений всистеме обучения
пространственный младший школьник математика Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют ...

Понимание и интерпретация, как элемент восприятия текста
Понимание есть процесс перекодирования, который позволяет осуществить переход от линейной структуры текста, образуемой последовательностью материальных знаков языка, к структуре его содержания. Понять текст – это значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситуации, с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru