Указанные критерии обусловили выделение трех уровней развития духовной культуры школьников: высокий, средний, и низкий.
Высокий уровень характеризуется:
– знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, и их авторов шире программных требований, ребенок знаком с образцами не только классического, но и современного искусства;
– наличием положительной установки на восприятие музыки;
− наличием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;
− ярко выраженной способностью воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);
− умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям, выявлять качества музыки, характеризующие ее как художественную ценность;
− личной заинтересованностью и самостоятельностью в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и досуговой музыкальной деятельности; устойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством.
Средний уровень характеризуется:
− знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, в объеме программных требований, ребенок знаком с отдельными образцами классического, а также современного искусства;
– наличием положительной установки на восприятие музыки,
– наличием отрывочных представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;
– фрагментарным проявлением способности воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);
– наличием способности различать «глубокое» и «поверхностное», «позитивное» и «негативное», «высокохудожественное» и «низкопробное» в музыке; фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке;
− неустойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством, самостоятельному приобретению новых музыкальных знаний в учебной и досуговой деятельности.
Низкий уровень характеризуется:
отсутствием знаний произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры;
– отсутствием положительной установки на восприятие музыки,
– отсутствием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;
– не замечает и не реагирует на внешние проявления душевных переживаний другого человека; не проявляет чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);-
– неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения, музыка оценивается школьником преимущественно по критериям популярности, шлягерности, разрекламированности;-
– отсутствие стремления к полноценному общению с музыкальным искусством (во всем многообразии жанров, видов и форм); полученные музыкальные знания остаются невостребованными в собственной деятельности.
Изучение исходного уровня исследуемого качества включило в себя предъявление школьникам двух анкет и теста.
Результаты количественной обработки полученных на констатирующем этапе эксперимента данных приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на констатирующем этапе эксперимента
Компоненты |
Уровни | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | |
Когнитивный |
17% |
18% |
48% |
47% |
35% |
35% |
Ценностный |
29% |
32% |
37% |
35% |
34% |
33% |
Поведенческий |
31% |
30% |
33% |
35% |
36% |
35% |
Информация о ообразовании:
Анализ логопедической документации
Для фиксирования коррекционного процесса, который организуется и проводится на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации: - Инструктивное письмо; - Сборник приказов и инструкций; - Должностные инструкции; - Годовой план работы логопеда; - Журнал обследования устной и письменной ...
Общая характеристика подросткового детства
Это период развития (11-15 лет), для которого характерны: - доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей. Однако к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей; - решающая роль школы в удовлетворении ...
Направления развития профессионального мастерства
учителя
Как мы уже отмечали, учитель, как субъект деятельности, с одной стороны, должен в совершенстве владеть предметом, которому учит (чтение, письмо, математика, физика, биология, литература, труд и т.д.), да и не просто владеть, а быть увлеченным своим предметом, способным заинтересовать им других, рас ...