Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности школьника на уроке музыки

Подробно о педагогике » Духовное развитие школьников на уроках музыки » Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности школьника на уроке музыки

Страница 3

Основной целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась проверка эффективности применения художественного общения как педагогического средства в процессе формирования духовной культуры школьников.

На данном этапе нами был разработан урок «музыка церкви и костела. Библейские сюжеты».

Духовно-творческие ситуации были связаны с организацией двух основных типов художественного общения: внутреннего (диалог со вторым «Я», с композитором или героем произведения; с произведением музыкального искусства в целом, его смысловым содержанием) и внешнего (диалог о музыке и по поводу музыки с учителем, одноклассниками) диалогов. Содержанием духовно-творческих ситуаций стали задачи, факты, которые ставили школьника перед необходимостью понимать поступки или поведение героев произведения и давать ему нравственную оценку; обосновывать личную и социальную значимость действий и поступков героев; находить нравственно оправданную цель этих поступков.

В начале процесса организации художественного общения преобладали ситуации, направленные на развитие когнитивного и ценностного компонентов духовной культуры школьников. На данном этапе кульминация урока приходилась на вводную часть (завязка, введение в тему урока, постановка проблемы), основной целью которой было знакомство учащихся с библейскими сюжетами и духовной музыкой, отражающими ценности духовной культуры, изучение художественно-образного языка музыкального искусства (средства музыкальной выразительности) и организация взаимодействия учащихся с музыкальным произведением (художественного общения).

На уроках музыки активно использовались такие методы и приемы, как рассказ, инсценирование (проигрывание ситуации, изображенной в музыке), «вхождения» в музыку, прием сравнения.

Промежуточным результатом стало приобретение школьниками способности эмоционально откликаться, «читать» чувства, эмоции и отношения, заложенные автором в музыкальном произведении.

Заключительный третий этап эксперимента (контрольный) включил в себя повторный диагностический срез в экспериментальной и контрольной группе с целью выявления динамики развития духовной культуры школьников. Результаты измерения конечного уровня духовной культуры школьников в экспериментальной и контрольной группах показали, что такие показатели, как когнитивный, ценностный в экспериментальной группе заметно возросли (таблица 3).

Таблица 3. Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на контрольном этапе эксперимента

Компоненты

Уровни

высокий

средний

низкий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

1.

Когнитивный

36%

28%

40%

40%

24%

32%

2.

Ценностный

37%

28%

37%

44%

26%

28%

3.

Поведенческий

35%

28%

40%

36%

25%

36%

Проведённое исследование с целью изучения и выявления эффективности современной духовной музыки на духовно-нравственное воспитание младших подростков показало, что духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов воспитания личности ребёнка. От того насколько духовно и нравственно воспитан ребёнок, зависит его отношение к жизни и окружающим его людям. И от того, на сколько духовно-нравственно воспитаны ученики будет отличаться качество исполнения музыки.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Профессиограмма учителя
"…от живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель - не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не о ...

Японские сады камней и их художественное своеобразие
Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. При всей необычности японского садово-паркового искусства сад из камней — еще более фантастическое зрелище. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философским ...

Проблемы в обучении одаренных детей
В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст . Как это ни парадоксально, и ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru