План - конспект урока на тему: "Башкирский народный костюм"

Подробно о педагогике » Развитие патриотизма на уроках изобразительного искусства » План - конспект урока на тему: "Башкирский народный костюм"

Страница 1

Тема

: "Башкирский народный костюм".

Цель:Выполнить поисковую работу в цвете,

Задачи:

а)Формирование художественной культуры, где традиции республики Башкортостан представлены как неотъемлемая часть духовной культуры России, возрождение в школьниках чувства национального самосознания, знакомства детей с народным костюмом, познакомить детей с основными элементами башкирского костюма, орнамента.

б)Развить, как умение находить общие черты в костюмах и традициях республики и страны, так и умение выделять особенности, присущие только данной местности, развивать творчество и фантазию, научить их приемам выполнения элементов башкирского орнамента.

в)Воспитать чувство патриотизма, культуру межнационального общения, воспитать интерес к народному искусству башкирского народа.

Оборудование для учащихся:

бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик, кисти, баночка для воды.

Оборудование для учителя:

наглядные пособия, таблицы: иллюстрации с башкирскими костюмами; образец элементов национального орнамента. Словарная работа:

елян, кашмау, чекмень, тюбетейка, кускар, солярный знак, баурсак.

План урока:

1. организационный момент (1-2 мин)

2. объяснение нового материала (8-10 мин)

3. практическая работа (20 мин)

4. подведение итогов урока (2-3 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

2. Объяснение нового материала

Башкирия моя! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай!

А нам с вами, ребята, повезло, так как мы живем в Башкирии, которую воспевает в своих стихах поэт. Народ, который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал. И мы с вами сегодня познакомимся с национальным костюмом башкир. Складывался башкирский костюм, ребята, в течении многих веков. Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно были обусловлены хозяйственно – бытовым укладом народа, его культурно историческим развитием. Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи и метала.

Костюм людей молодого и среднего возраста отличается у башкир яркостью. Отдавалось предпочтению красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет.

Основу башкирского женского костюма составляет платье – кулмек из домотканой ткани, покрой платья был туникообразным. Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаровары тюркского покроя – ыштан. На платье надевался камзол, расшитый монетами. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий темный халат – елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами. На голове девушки носили головной убор - кашмау. Кашмау представлял собой своеобразную шапочку, которая закрывала лоб девушки и ее косу.

Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из

овчины.

Головным убором для башкир служила тюбетейка. Чаще всего были бархатными, черными и нарядно украшались нашитыми мишурными звездочками и блестками, а иногда и серебряным шитьем. Башкирский орнамент включал в себя знаки – обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застежки. В башкирском национальном костюме нашли применение самые разнообразные приемы: это узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, нашивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение на коже. При этом ни один узор не повторяется, так как рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение, так же использовались шумящие подвески для отпугивания злых духов.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Глобальная сеть Интернет – одно из новых направлений методики обучения иностранным языкам
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Испол ...

Роль заголовочного комплекса в восприятии текста
Восприятие любого текста в дискурсе — сложный процесс, в его организации важную роль играют компоненты, специально ориентированные на адресата, на выстраивание стратегии его внедрения в сферу дискурса, на построение его деятельности по интерпретации. Эти компоненты органически присущи произведению, ...

Характеристика особенностей нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией
Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова в своих работах указывают, что при дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения ЦНС. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи. В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru