В странах Западной Европы новый подъем в развитии реалистического исторического романа начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. Этот всемирно-исторический переворот позволил большим реалистам Запада создать ряд выдающихся образцов исторической художественной литературы. При этом обращение к исторической тематике передовых писателей Запада было связано с защитой ими культурного наследия и прогрессивных традиций прошлого, с антифашистскими выступлениями писателей-гуманистов. Таковы, например, исторические произведения Г. Манна (роман «Юность короля Генриха IV», 1935) и Т. Манна (повесть «Лотта в Веймаре», 1939), многочисленные исторические романы Л. Фейхтвангера («Безобразная герцогиня», 1929, «Еврей Зюсс», 1925, трилогия «Иудейская война», 1932, «Сыновья», 1935, «Настанет день», 1942, роман «Лже Нерон», 1936, «Лисицы в винограднике», 1948, «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», 1953, «Гойя», 1951, и др.). Тесно связанные с современностью, отличающиеся гуманистической, демократической направленностью, они в то же время характеризуются тщательной работой писателя над историческими источниками. Однако и на эти лучшие произведения исторической западной литературы накладывают отпечаток общие концепции исторического процесса, характерные для буржуазной исторической науки. Так, в исторических романах Фейхтвангера (особенно в довоенных) подчас выражено представление об историческом прогрессе как о борьбе разума и косности, редко кончающейся победой разума, недооценивается роль народа в истории, явно проявляется субъективизм автора. Новый этап в развитии исторической художественной литературы связан с литературой социалистического реализма. Стоящая на позициях материалистического понимания истории, утверждающая историческое бытие как творчество народных масс, эта литература имеет все объективные условия для успешного развития на принципах подлинного историзма и добилась крупных результатов на этом пути. М. Горький, оценивая первые опыты создания советского исторического романа, писал в-1930 г. (имея в виду, в частности, произведения А.Н. Толстого о Петре I и 10. Н. Тынянова о пушкинской эпохе): « .создан исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной .». Важнейшими темами советской исторической литературы стали изображение революционных и патриотических традиций русского народа, проблема роли народа в истории, изображение переломных, значительных эпох; для исторической литературы характерно стремление к эпичности, большим художественным обобщениям. Так роман А.Н. Толстого «Петр 1» (1-я кн. — 1929—30, 2-я — 1933—34, 3-я — неоконченная, 1944—45), рисующий образ Петра I, является в то же время эпопеей о судьбах русского народа в один из переломных моментов его развития. Глубокое осмысление эпохи Петра дано в повести А. Платонова «Ештфанские шлюзы» (1927). Широкое освещение в советской исторической литературе нашла тема революционных крестьянских движений прошлого.
Важными темами советской литературы явились освободительная борьба против царизма, судьбы передовой русской культуры в царской России (романы О.Д. Форш «Одеты камнем», 1925, трилогия о Радищеве — «Якобинский заквас», 1934, «Казанская помещица», 1936, «Пагубная книга», 1939, и др.; романы Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухгара», 1927—28, «Кюхля», 1925, «Пушкин», 1936—43, и др.). Особое значение имеют произведения об эпохе подготовки революции и о самой революции и гражданской войне. Так, в значительной мере к исторической литературе принадлежат и «Жизнь Клима Сангина» М. Горького (хотя сам Горький ни это произведение, ни «Дело Артамоновых» не относил к жанру собственно исторического романа), и «Тихий Дон» М.А. Шолохова, и «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, и «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К.А. Федина. В советской исторической литературе широко разрабатывается военно-историческая тема, получившая особое значение в годы Великой Отечественной войны и в непосредственно ей предшествовавшие «Севастопольская страда» (1937—40) С.Н. Сергеева-Ценского, «Цусима» (1932— 1935) А.С. Новикова-Прибоя и др. В трилогии В. Яна («Чингисхан», 1939, «Батый», 1942, «К последнему морю», 1936) изображено нашествие монголов на государства Азии и на Русь и показана борьба русского народа против монголо-татарского ига; теме борьбы с монголо-татарским игом и возвышению Москвы посвящен также роман С.П. Бородина «Дмитрий Донской» (1941).
Информация о ообразовании:
Где могут получать психолого-педагогическую помощь дети с комплексными
нарушениями развития
Система помощи детям с комплексными нарушениями в нашей стране находится в стадии становления. Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства образования и наук, Министерства здравоохранения и социального развития России. На ...
Программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей к
условиям детского сада
Опираясь на полученные данные, нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаВ жизни молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка приходится отдавать в дошкольное учреждение, так как родителям нужно идти на р ...
Перечень
необходимых прикладных программ, системного программного обеспечения и
оборудования
Для проведения уроков по теме «Информация. Информационные процессы и системы» необходимы следующие аппаратное и праграммное обеспечения: Операционная система Windows XP, Windows 7; пакет Microsoft Office 2007; антивируссная программа Eset Nod32 Smart Security; программа перевода единиц измерения Ve ...