Особенности исторического жанра художественной литературы

Подробно о педагогике » Историческая литература в чтении подростков 10-14 лет » Особенности исторического жанра художественной литературы

Страница 3

В странах Западной Европы новый подъем в развитии реалистического исторического романа начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. Этот всемирно-исторический переворот позволил большим реалистам Запада создать ряд выдающихся образцов исторической художественной литературы. При этом обращение к исторической тематике передовых писателей Запада было связано с защитой ими культурного наследия и прогрессивных традиций прошлого, с антифашистскими выступлениями писателей-гуманистов. Таковы, например, исторические произведения Г. Манна (роман «Юность короля Генриха IV», 1935) и Т. Манна (повесть «Лотта в Веймаре», 1939), многочисленные исторические романы Л. Фейхтвангера («Безобразная герцогиня», 1929, «Еврей Зюсс», 1925, трилогия «Иудейская война», 1932, «Сыновья», 1935, «Настанет день», 1942, роман «Лже Нерон», 1936, «Лисицы в винограднике», 1948, «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», 1953, «Гойя», 1951, и др.). Тесно связанные с современностью, отличающиеся гуманистической, демократической направленностью, они в то же время характеризуются тщательной работой писателя над историческими источниками. Однако и на эти лучшие произведения исторической западной литературы накладывают отпечаток общие концепции исторического процесса, характерные для буржуазной исторической науки. Так, в исторических романах Фейхтвангера (особенно в довоенных) подчас выражено представление об историческом прогрессе как о борьбе разума и косности, редко кончающейся победой разума, недооценивается роль народа в истории, явно проявляется субъективизм автора. Новый этап в развитии исторической художественной литературы связан с литературой социалистического реализма. Стоящая на позициях материалистического понимания истории, утверждающая историческое бытие как творчество народных масс, эта литература имеет все объективные условия для успешного развития на принципах подлинного историзма и добилась крупных результатов на этом пути. М. Горький, оценивая первые опыты создания советского исторического романа, писал в-1930 г. (имея в виду, в частности, произведения А.Н. Толстого о Петре I и 10. Н. Тынянова о пушкинской эпохе): « .создан исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной .». Важнейшими темами советской исторической литературы стали изображение революционных и патриотических традиций русского народа, проблема роли народа в истории, изображение переломных, значительных эпох; для исторической литературы характерно стремление к эпичности, большим художественным обобщениям. Так роман А.Н. Толстого «Петр 1» (1-я кн. — 1929—30, 2-я — 1933—34, 3-я — неоконченная, 1944—45), рисующий образ Петра I, является в то же время эпопеей о судьбах русского народа в один из переломных моментов его развития. Глубокое осмысление эпохи Петра дано в повести А. Платонова «Ештфанские шлюзы» (1927). Широкое освещение в советской исторической литературе нашла тема революционных крестьянских движений прошлого.

Важными темами советской литературы явились освободительная борьба против царизма, судьбы передовой русской культуры в царской России (романы О.Д. Форш «Одеты камнем», 1925, трилогия о Радищеве — «Якобинский заквас», 1934, «Казанская помещица», 1936, «Пагубная книга», 1939, и др.; романы Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухгара», 1927—28, «Кюхля», 1925, «Пушкин», 1936—43, и др.). Особое значение имеют произведения об эпохе подготовки революции и о самой революции и гражданской войне. Так, в значительной мере к исторической литературе принадлежат и «Жизнь Клима Сангина» М. Горького (хотя сам Горький ни это произведение, ни «Дело Артамоновых» не относил к жанру собственно исторического романа), и «Тихий Дон» М.А. Шолохова, и «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, и «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К.А. Федина. В советской исторической литературе широко разрабатывается военно-историческая тема, получившая особое значение в годы Великой Отечественной войны и в непосредственно ей предшествовавшие «Севастопольская страда» (1937—40) С.Н. Сергеева-Ценского, «Цусима» (1932— 1935) А.С. Новикова-Прибоя и др. В трилогии В. Яна («Чингисхан», 1939, «Батый», 1942, «К последнему морю», 1936) изображено нашествие монголов на государства Азии и на Русь и показана борьба русского народа против монголо-татарского ига; теме борьбы с монголо-татарским игом и возвышению Москвы посвящен также роман С.П. Бородина «Дмитрий Донской» (1941).

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Формы интерактивного обучения
1) Работа в парах 2) Ротационные (сменные) тройки 3) Карусель 4) Работа в малых группах 5) Аквариум 6) Незаконченное предложение 7) Мозговой штурм 8) Броуновское движение 9) Дерево решений 10) Суд от своего имени 11) Гражданские слушания 12) Ролевая (деловая) игра 13) Метод пресс 14) Займи позицию ...

Теоретические основы творческого развития познавательного интереса
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть ...

Уменьшение объема математических дисциплин
Не будем анализировать субъективные причины уменьшения количества часов, выделяемых на математику, такие, как внутривузовская борьба за перераспределение часов в пользу специальных дисциплин, нежелание самих кафедр высшей математики искать и предлагать современные курсы и новые формы обучения и т.п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru